Интервью Стива Харриса журналу "Prog", 2015 г. |
03.01.2016 | |
Автор: Dom Lawson Prog progmagazine.com 08 октября 2015 Iron Maiden — самая популярная хэви-метал группа на планете, во многом благодаря пониманию и видению основателя и бас-гитариста Стива Харриса. К тому же, он довольно большой любитель прога! Харрис — фанат прогрессивного рока, и в частности всех тех ныне легендарных групп первой волны, которые правили миром в начале 70-х. Помимо факта, что Maiden сделали каверы на “Cross-Eyed Mary” Jethro Tull и “Hocus Pocus” группы Focus, где барабанщик Maiden Нико МакБрейн воссоздал безумную версию партии йодля Тейса Ван Лира, скажем так, тяготение группы к написанию эпиков с частыми переменами настроения и темпа всегда говорило само за себя. Iron Maiden выпустили как минимум один полноценный концептуальный альбом, и сегодня знамениты своими экстравагантными, впечатляющими концертными выступлениями. Что является, без сомнения, с одной стороны характерным признаком прога, а с другой — явным свидетельством того, что воспитание Стива в эпоху прогрессива наложило колоссальный отпечаток на его бескомпромиссные взгляды. И это влияние как никогда ощущается на новом альбоме Maiden “The Book Of Souls”. Протяженностью в 92 минуты, первый в истории студийный двойник (или тройник, если вы предпочтете раскошелиться на виниловое издание), без ложной скромности, самый претенциозный альбом за их всю блистательную карьеру. Во многих смыслах он также является магическим приключением, вдохновленным харрисовской одержимостью прогом, что ощущается на самых протяженных и замысловатых треках. Вокалист Maiden Брюс Дикинсон (как выяснилось, еще один обожатель прога) также внес свою лепту в пластинку, главным образом завершающим 18-минутным треком ‘Empire Of The Clouds’, относящим нас к грандиозной истории авиакатастрофы дирижабля R101 1930 года. Эпик содержит в себе столько поворотов и оркестровых украшений, сколько мало кто из прогрессивщиков осмелится сочинить. Что касается песен самого Харриса, они не являются прямолинейными или сжатыми. Несмотря на высокопарное буйство в 13-минутной ‘The Red And The Black’, а также оформление обложки, вдохновленное образами и иконографией культуры древней цивилизации Майя, подчеркивающее тему беспокойного поиска души, “The Book Of Souls” нельзя назвать прог-роковым альбомом в полном смысле этого слова. Однако его прогрессивное происхождение не вызывает сомнений. Несмотря на это, со всей свойственной ему скромностью и подчеркнутой немногословностью, Харрис кажется удивленным и польщенным своим одномоментным попаданием в царство прогрессива. Пускай даже всего лишь на время этого интервью. Стив: Ну, не сказал бы, что всю жизнь мечтал попасть на страницы журнала “Prog” [улыбается]. Тем не менее, должен признать, мне очень приятно. Я вырос в окружении всего этого и по сей день обожаю те группы. Так что, я думаю, должно получиться неплохо. Некоторые могут удивиться, узнав, что ты давний поклонник прога, но ты был в идеальном возрасте, чтобы открыть для себя этот мир. Стив: Думаю, что так. Я вырос, слушая подобную музыку. Я слушал The Beatles, The Who и тому подобное. Я рос в доме бабушки и дедушки, и мои тетушки всегда слушали нечто в таком духе, будь то The Doors или Simon and Garfunkel — огромное разнообразие музыки, но всегда с обилием мелодики. Полагаю, именно благодаря этому я приобрел чувство мелодии. Затем я начал слушать рок, это привело к Wishbone Ash, что, в свою очередь, привело меня к прогу. Что конкретно познакомило тебя с миром прогрессива? Стив: Я купил первый альбом King Crimson, но все началось с ранних Genesis, первого альбома ELP, Jethro Tull, Yes, и всего остального одновременно. Я ходил в гости к своему другу, мы играли в шахматы, и он начал ставить разную музыку для фона. Я был уверен, что он таким образом пытался отвлечь меня от игры [смеется]. В конце концов, я сказал: «Я не могу одновременно играть и слушать музыку, поэтому, не одолжишь ли мне парочку пластинок? Никогда не слышал ничего подобного». Так он мне дал послушать несколько альбомов, в том числе и потяжелее, как Black Sabbath например. Но там были и Moody Blues, и остальной прогрессив. Это совершенно вынесло мне мозг. Как думаешь, почему прог так впечатлил тебя? Стив: Все группы были просто невероятными. В них сочетались сочинительство, исполнительское мастерство, всё вместе, в одном флаконе. Мне это очень понравилось. Ранние Genesis вызывали у меня мурашки по коже. И ‘Take A Pebble’ ELP тоже. Бесподобно. Помню, как впервые увидел Jethro Tull на передаче Top Of The Pops. Моей маме они жутко не понравились, что, на мой взгляд, было хорошим знаком [смеется]. Но я полюбил их не за это. Я просто влюбился в такую музыку. Было трудно поверить, что вокруг так много великолепной музыки. Глядя с высоты прожитых лет, становится ясно, что мне повезло взрослеть в ту эпоху, когда некоторым командам был дан карт-бланш, и они могли делать все, что захотят. Эта творческая свобода вдохновила тебя на твой бескомпромиссный подход к музыке? Стив: Это, несомненно, повлияло. Если им было позволено делать все что угодно, то я должен был поступать точно так же. Огромным ключевым фактором стал для меня фирменный логотип Genesis на альбомах “Nursery Cryme” и “Foxtrot”. У меня был такой на спине джинсовой куртки, с лисьей головой и всем остальным… Но сам логотип был очень впечатляющим. Я настолько любил группу, что сильно расстроился, когда он им надоел, и они решили сменить его на следующем альбоме. Новый лого, на мой взгляд, был гораздо хуже. И я подумал: «Я точно не буду делать подобного со своей группой», и убедился наверняка, что у нас получился крутой логотип, и он таким и останется, поскольку я чувствовал, что это правильно. Некоторое время до Maiden ты играл в группе под названием Smiler. Это правда, что они отказались играть твои песни из-за их сложности? Стив: Да, это правда. Не то чтобы они прямо сказали «мы не будем играть твои песни», ничего такого. Они просто сказали: «Этот материал, который ты приносишь — это не мы…» Они были блюзовой группой. Если честно, это я присоединился к ним. Меня прослушали и дали работу, и я был рад этому факту, и мне нравилась их музыка. Однажды я принес свой материал, и из этого практически ничего не получилось, поскольку это было довольно далеким от того, куда они хотели двигаться. В тот момент я осознал, что не хочу больше похожих проблем, и единственной возможностью этого избежать было создание своей собственной группы. Многие фанаты Iron Maiden узнали о том, что ты поклонник Jethro Tull, благодаря каверу на ‘Cross-Eyed Mary’… Стив: Вообще-то мы тогда немного облажались. Когда мы записывали её, Брюса с нами не было. Не помню, где он тогда находился, но мы поговорили с ним, и я спросил: «Тебя устраивает тональность в этой песне?» Он ответил: «Да, да, да…». И, естественно, когда настал момент записывать вокал, случилось «о, черт!». Это оказалась не его тональность. Ему пришлось петь ее либо слишком низко, либо слишком высоко. Он выбрал более высокий вариант, но он оказался немного чересчур высоким, даже для такого как он. В итоге он не был доволен на все 100%. Вышло, типа, «более-менее». Брюс Дикинсон работал с Яном Андерсоном прежде. А тебе довелось познакомиться с великим человеком? Стив: Вообще-то я никогда не встречался с Яном. В том смысле, не хотелось узнавать его, любя его и его музыку настолько сильно. Я видел Tull живьем много раз. Я всегда наслаждался ими на расстоянии. Я считаю этого человека гением как автора. Он неподражаем. За столько лет он написал столько музыки, и продолжает это делать. Твой любимый альбом Jethro Tull? Стив: Понятное дело, мне нравится “Aqualung”. Но один из самых любимых до сих пор — это “Thick As A Brick”. Люблю “A Passion Play”, за который его критиковали. Можно сказать, он налетел на камень с этим альбомом, но я все равно его люблю. В то время я думал, что я, вероятно, единственный в Британии человек, которому нравится эта пластинка. Со временем, я повстречал еще несколько людей, которые со мной были согласны. Аппетит приходит во время еды, не так ли? Ты видел ELP живьем в своей молодости? Стив: Да, видел пару раз. Было здорово. Но мне казалось, что соло были слегка затянуты, если честно. В те времена так было модно, а я находил это довольно скучным. Что не было скучным, так это группа Kraan, которая играла на разогреве у Nektar где-то в Лондоне. Это была немецкая группа, и парень играл соло на бас-гитаре, и оно было великолепным. Зрители хлопали невпопад, он остановился прямо посреди песни и сказал [подражая немецкому акценту]: «Вы хлопаете невпопад! Надо вот так!» Я подумал: «Вот молодец!», снимаю перед ним шляпу. Надо сказать, соло было отличным. Все же я предпочитаю слушать песни, нежели какого-нибудь виртуоза. Возможно, самым удивительным является тот факт, что ты вошел во вкус в проге с группой Be-Bop Deluxe… Стив: Хаха! Ну, возможно ты еще больше удивишься, если я скажу, что люблю Talk Talk. Нет, я люблю Be-Bop Deluxe. О, “Sunburst Finish”! Чудо-альбом! Я просто слушаю что-нибудь и оно мне нравится, вот и все. Сначала цепляет меня чем-то, и в итоге я подсел. Музыка в “Sunburst Finish” — это нечто! Все до единой песни хороши. Будет ли правильным сказать, что первым настоящим прогрессивным шагом Iron Maiden стал концептуальный альбом “Seventh Son Of A Seventh Son”, в котором впервые зазвучали клавишные? Стив: Это, скорее, вопрос технологии, чем желание быть прог-группой. Мы начали использовать гитарные синтезаторы на “Somewhere In Time”, и нам осточертело то и дело отбегать назад, чтобы нажать на кнопку или на педаль. Поэтому мы решили, что на следующем альбоме мы продолжим пользоваться тем же звуком, но на этот раз это будет клавишник. Вот как было на самом деле. Мы не собирались с мыслью записать прогрессивный альбом. Как по мне, влияние прога больше слышно в вещах вроде ‘Blood Brothers’. Мне кажется, в этой песне ты явно сможешь различить влияние Jethro Tull. Положа руку на сердце, как тебе видится “Seventh Son” с точки зрения концептуальности? Стив: Мне кажется, история работает как надо. Учитывая, что ты заперт в рамках написания музыки для истории. В него было вложено множество идей. Для нас это была важная перемена, и мне кажется, получилось очень неплохо. В то время Брюс говорил, что альбом Queensrÿche “Operation: Mindcrime” был куда более концептуальным. Он и вправду хорош, но я не думаю, что он в этом смысле лучше нашего. Еще одним великим концептуальным альбомом 80-х был “Misplaced Childhood”. Ты был когда-нибудь поклонником Marillion? Стив: “Misplaced Childhood” был, конечно тоже хорошим альбомом. Но, честно говоря, когда я впервые увидел Marillion в клубе “Marquee”, я не мог отвязаться от мысли, что они звучат в точности как ранние Genesis. Безусловно, позже они мне понравились еще больше, но мне, как фанату Genesis, было непросто впечатлиться группой, звучащей точно как они. В какой-то момент я вслушался в их песни и нашел в них много индивидуального, что понравилось. Они превосходные авторы. Но да, такими были мои первые мысли [смеется]. Хорошо. Учитывая, что ты такой поклонник эры Питера Гэбриэла, в какой момент творческой дискографии группы твой интерес стал угасать? Стив: Ох, после ухода Гэбриэла они никогда не были прежними. Я помню этот день. Я купил журнал “Melody Maker” с этой новостью прямо на обложке, и я был потрясен. В то время они были моей любимой группой. Они записали “A Trick of the Tail” и я пошел на их концерт в том турне, альбом был фантастическим. Ребята выложились по максимуму и Фил Коллинз проделал действительно хорошую работу. Что мне оставалось? Кто-то уходит, и тебе приходится с этим мириться. Для меня же все окончательно изменилось с уходом Стива Хакетта. Больше это были не Genesis. Твой собственный сайд-проект, British Lion, куда более прямолинейный, нежели Iron Maiden. Не приходило в голову пойти другим путем и создать нечто экстравагантно-прогрессивное? Стив: Да, я понимаю, почему люди могли ожидать подобного. British Lion — попытка вернуться к традиционному хард-року 70-х, более ориентированному на песни. Возможно, если я сделаю еще что-нибудь в будущем, я выберу другой вариант. Не знаю. В этом вся прелесть сочинения музыки. Ты никогда не знаешь, чем это может обернуться. После возвращения Брюса Дикинсона в 1999, звучание группы осталось как никогда прежним, однако материал стал более прогрессивным. Так получилось преднамеренно или это чисто инстинктивное явление? Стив: Я и сам не знаю. Не сказал бы, что Брюс, вернувшись, заявил, что хочет двигаться в данном направлении. В то же время, мы ничего подобного не говорили ему с Эдрианом. Все получилось само собой. Мы просто записывали, что приходило в голову и вышло то, что вышло. Ваш новый альбом “The Book Of Souls” щедро растянулся на 92 минуты, и завершающий трек закончился на 18-й минуте… Стив: На этом альбоме мы записали много длинных песен. Надеюсь, мы выпустим еще один, и я понятия не имею, каким он получится. Может, мы сделаем кучу четырехминутных песен. Кто знает? Примечательно, что моими любимыми музыкальными пьесами являются ‘Supper's Ready’ и ‘Thick As A Brick’ [смеется]. Но я никогда не пытался сочинить нечто такое же длинное, честно. Я не хотел бы побить рекорд Брюса по длительности ‘Empire Of The Clouds’, это было бы ненормально. Уверен, он тоже не собирался целенаправленно сочинить самую длинную песню Iron Maiden. Просто так вышло. Хотя бы отчасти раздражал тот факт, что он сочинил нечто большее, чем ‘Rime Of The Ancient Mariner’? Стив: Нет, не раздражал. Я просто подошел к нему и сказал: «Ты обошел меня, козёл!» [смеется] Меня это нисколько не волнует, поскольку это песня Maiden. В ней много чего наворочено. Это интересная пьеса для Maiden. Для нас это отклонение в сторону. Она скорее походит на рок-оперу для Вест-Энда [современный лондонский театр — прим. пер.]. С самого начала, как только Брюс наиграл нам несколько мелодий, я понял, что это будет грандиозно. Похоже, ты человек, который постоянно чем-то занят. Тем не менее, тебе удается открывать новые прог-группы за прошедшие годы? Стив: Да, есть немного. Во время написания альбома я не слушаю никакой музыки, чтобы ничего не мешало. Как мне кажется, много чего из Nightwish звучит прогрессивно, со всеми масштабными аранжировками. Мне нравится. Недавно открыл для себя кое-что из прошлого, как Spock’s Beard например. Такое часто со мной случается. Я узнаю о группе, а мне кто-нибудь говорит: «Да им уже 20 лет!» [смеется]. Как думаешь, взрывные сценические представления Maiden хоть в малейшей степени были созданы под впечатлением от прог-концертов 70-х, во времена, когда ты на них ходил? Стив: [смеется] Да, возможно. Однако в те времена, когда я ходил на таких как Genesis, арсенал их сценических приемов, мягко говоря, не впечатлял своей дороговизной. Во время исполнения одной песни (кажется, это была ‘The Musical Box’), Гэбриэл стоял в центре луча одного-единственного прожектора, светящего снизу. На нем была маска и он то вступал, то выходил из света, и это было завораживающе. Помню, тогда подумал: «Фантастика!» Но на самом деле это был довольно простой прием. И это еще одна хорошая группа! [смеется] Genesis в те годы были сногсшибательными. Ты слышал какие-нибудь из современных трибьют-команд Genesis? Стив: Да, видел одну недавно в Париже, во время записи “The Book Of Souls”, называется The Musical Box. И они мне понравились. Конечно, ничто не сравнится с оригиналом, но они были чертовски хороши. Они использовали некоторые приемы Genesis, смотрелось неплохо. Давно хотел на них посмотреть и они оказались весьма на высоте. Говоря о театральных наклонностях Maiden, существует ли костюм, который ты предпочел бы забыть? Стив: [смеется] Да, их много. Честно говоря, в природе есть несколько фотографий, которые преследуют меня. На одном из концертов я надел голубое трико, а после решил, что в нем было не очень комфортно. И конечно, больше его не надевал никогда. Но, конечно же, появились фото, где я как раз в этом трико! Мои дети хохотали, глядя на них. «Пап, о чем ты думал?!» И все такое… Что на это ответишь? Тебе повезло по крайней мере в одном: твой вокалист всегда готов напялить необычный костюм… Стив: Фронтмену всегда приходится быть готовым к тому, чтобы выглядеть не так, как все остальные. Но у Брюса открытая натура и он всегда делает, что должен делать. Так что нам повезло, что он такой. Будучи фанатом прога, чему больше всего научило прослушивание тех групп? Стив: Это научило меня делать все, что я захочу и двигаться в направлении, которое я захочу. Очень хороший урок. В конце концов, это всего лишь песни.
Перевод Егор Богодяж 03.01.2016 |
« Горящие вопросы: интервью с Брюсом Дикинсоном, “Classic Rock”, 2015 г. | Фронтмен Iron Maiden рассказывает о борьбе с раком и полете на Boeing 747, Associated Press, 2015 г. » |
---|