Смерть или Слава: интервью с Эдрианом Смитом и Яником Герсом, "The Quietus", 2015 |
30.08.2015 | |
Автор: Harry Sword The Quietus
12 августа 2015
Iron Maiden вот-вот выпустят в свет свой 16-й студийный альбом, «The Book Of Souls». Гарри Сворд полагает, что он может стать их лучшим. Журналист углубляется в историю создания пластинки с помощью Эдриана Смита и Яника Герса.
Несистемная, нагловато-эпичная и по-хорошему нездоровая дискография позднего периода Iron Maiden (начиная с «Brave New World» и далее) представлена наиболее утонченными, впечатляющими и приятными записями в истории группы. Будучи командой, в бытность отказывающейся надолго застревать во временных рамках, на протяжении последних пятнадцати лет им пришлось (за исключением превосходных живых шоу) заставить себя проводить необычно много времени в студии.
От расщепленного крика в «Brave New World» к шальной прогулке в «Dance Of Death», к жесткой напористости неординарного концептуального «A Matter Of Life And Death» 2006 года (что за концепция? Война!), записи, которая до настоящего момента была самой прогрессивной и востребованной в истории группы. К настолько же энергичной «The Final Frontier» 2010-го. Поздний период Maiden характеризуется высокими, беззастенчивыми музыкальными амбициями.
Страстные, почти маниакальные выступления (Брюса Дикинсона в частности — его голос с возрастом стал еще сильнее, а диапазон еще шире — вероятно, в духе Дориана Грея, у него на чердаке спрятано горло, сделанное из золотого дуба), нестандартное продюсирование Кевина Ширли, который работал над каждым альбомом, начиная с «Brave New World», соединил все записи как единый шедевр.
Тем не менее, в этом сентябре нас ждет долгожданный релиз «The Book Of Souls». Двойного альбома, который выходит вслед за радостной новостью о том, что Брюс полностью вылечился от рака (он проходил курс лечения, чтобы избавиться от небольшой опухоли в языке. Вся запись была фактически сделана за год до этого, в Париже, еще до диагноза).
The Quietus посчастливилось быть в числе избранных для предварительного прослушивания альбома, и мы рады объявить о том, что «The Book Of Souls» станет мощнейшим достижением. Эпик, который, несмотря на протяженность в 92 минуты, ни разу не кажется чересчур затянутым. Вполне возможно, это станет лучшей работой в истории Maiden. От резкого галопа ‘Speed Of Light’ и ‘Death Or Glory’ к 18-минутной одиссее ‘Empire Of The Clouds’, «The Book Of Souls» предстал титанической конструкцией, напичканной «мэйденизмами» во всех наиярчайших проявлениях. Это также альбом, который, как мы уже видим, стал результатом самого органичного и непрерывного процесса записи в истории группы.
Расскажите нам о процессе написания «The Book Of Souls»
Эдриан Смит: Фактически, мы ничего не репетировали, что весьма нетипично для Maiden. Мы просто приносили идеи в студию. Кажется, у нас с Брюсом была одна сессия, когда мы записали ‘Speed Of Light’ и ‘Death Or Glory’. Вдвоем со Стивом мы также собирались в студии, где я наиграл ему массу готового материала, к которому у меня не доходили руки написать слова. Я очень много чего сочинил в одиночку. Мы ничего не играли вместе как группа до того, как собрались в парижской студии. Я сочинил много материала сам и все остальные также приносили свои идеи в студию.
Яник Герс: Я очень горжусь альбомом, он просто фантастический. Группа должна расти, идти разными путями, расширять границы — что мы всегда и делаем. Некоторые говорят: «О, Maiden всегда звучит одинаково», но на самом деле это не так. Мы путешествуем в различных направлениях, и это — одно из них. Надо сказать, процесс записи на этот раз значительно отличался. Обычно мы собираемся и три-четыре недели репетируем вместе. Кооперируемся друг с другом для сочинения той или иной вещи и реализуем все идеи на ходу, практически, играя все композиции как на живом выступлении. На этот раз все было иначе. Мы принесли лишь общие наброски, а заканчивали все прямо в студии. Иными словами, мы разучивали, репетировали и записывали одновременно. Добиться такой моментальности получилось за счет того, что мы разучивали все по мере поступления. В конечном счете, получилось общее ощущение живости. Мы все приносили различные вещи, я лично притащил целый спектр музыкальных идей — мне не хочется, чтобы мы превращались в пародию на самих себя. Есть группы, которые пишут новый альбом и делают его одной-единственной песней, и я знаю, что кому-то это нравится, и кто-то хочет именно такого. Но этот путь не для нас.
Испытывали ли вы давление, записываясь таким образом?
Эдриан: Давление было, но это нормальное давление, поскольку оно помогает тебе включиться в работу. За месяц до того, как мы отправляемся на студию, я предпочитаю посидеть в своей собственной домашней студии, где записываю кучу различных рабочих наработок и демо. В результате ощущаешь хорошее давление, оно разогревает — мне нравится.
Эдриан, треки, которые ты сочинил вместе с Брюсом — ‘Speed Of Light’ и ‘Death Or Glory’ — самые короткие и самые боевые. Это было целенаправленное решение — сфокусироваться на более прямолинейном звучании?
Эдриан: Ну, вдвоем с Брюсом — чтобы только я и он — мы не сочиняли ничего очень давно. Поэтому я вынашивал в голове идею сделать парочку быстрых вещей, как некогда мы делали с ‘Two Minutes To Midnight’ например. Если у меня есть что-то более разностороннее, я прихожу к Стиву и спрашиваю, что он об этом думает. Потому что Стив сейчас сконцентрирован на стихах и мелодии больше прежнего. Если раньше он приносил три-четыре готовых песни, от начала и до конца, то сейчас работа проходит больше сообща. Он лишь проконтролирует все в плане лирики и мелодии.
Расскажи, каково работать с Кевином Ширли? На сегодняшний день он во многом похож на Мартина Бирча в свой поздний период с Maiden. Он спродюсировал все работы начиная с «Brave New World», и он воплощает сырой, «живой» саунд.
Эдриан: Мы приручили Кевина [смеется]! Однажды ты находишь кого-то, кто способен превращать совместную работу в удовольствие. Иногда мы вместе репетируем что-нибудь в студии, а он втихаря записывает это. Он обожает первый дубль за его спонтанность. Его стиль работы очень органичный.
Я восхищен, как ему удается сохранить сырое звучание, поскольку многие крутые группы обладают более выглаженным звуком. Например, на «A Matter Of Life And Death» вообще даже не делали мастеринг.
Эдриан: [Вздыхает] Некоторые из наших прошлых альбомов были для меня не достаточно отполированы, если честно. Я люблю мощь и тяжесть, но я люблю также небольшой эффект задержки на вокале, всякие такие штуки. Но я не участвую в микшировании. Кевин и Стив предпочитают делать это самостоятельно, но я могу сказать, что на этот раз я доволен результатом. Для меня было проблемой заставить Кевина наложить какой-нибудь эффект на мою гитару! Он не любит такого. Он любит, когда все прямое и понятное. Приходилось выкручивать ему руки, и порой мы не сходились во мнениях, но в итоге я доволен тем, как звучит альбом. Это сбалансированная смесь из сырости и полировки, и, возможно, все это благодаря тому, что я каждые пять минут вдалбливал ему это в уши [смеется].
Яник: Много чего из этого альбома было записано вживую. Мы писали его на той же студии, что и «Brave New World». Он вернул нас туда, откуда мы начинали. Ему совершенно точно удалось запечатлеть «живое» звучание. Настоящий звук, не этот скомпрессированный американский гитарный саунд. Я люблю хрупкий гитарный звук, без педалей дисторшн, прямо в усилитель — он выдает звук, который мне нравится. Он во многом схож с Мартином Бирчем в том качестве, что ему удается ухватить то, как мы звучим в студии. Вам покажется, что это просто: помещаете группу в студию, записываете, она звучит как есть. Ну, в девяти из десяти случаев так не получается [смеется]. Вам нужен кто-то особенный, чтобы зафиксировать звук. У Мартина Бирча в прошлом получалось — он делал это с Wishbone Ash, делал это с Deep Purple, делал это с Fleetwood Mac. Но бывают и другие продюсеры, как ‘Матт’ Ланж — фантастический продюсер — но они сами создают звучание. Они создают «звучание ‘Матта’ Ланжа». А для нас подобное никогда не работало. Кевин — полная противоположность такому подходу.
Расскажите о записи ‘Empire Of The Clouds’. Из всех эпиков Maiden этот — самый длинный. Он даже превосходит 'Rime Of The Ancient Mariner’ на пару минут.
Эдриан: Брюс работал над ней целую вечность, на протяжении всей студийной сессии. Мы уже работаем над другой вещью, а он все сидит в своей стеклянной звуконепроницаемой кабине, склонившись за роялем, словно Бетховен, весь в работе над своим творением [смеется]. Он был полностью поглощен этим. И записывать песню было сложно. Брюс самостоятельно наиграл все партии фортепиано, мы наиграли различные куски, при этом Брюс и Кевин дирижировали и раздавали указания, как все должно быть.
Яник: Во многом это напомнило какой-то мюзик-холл [смеется]. Настоящий Бродвей. Там присутствует история, и разучить все за раз мы не могли — это просто невозможно. Поэтому мы джемовали над различными фрагментами, так оно в итоге и получилось. Позже добавили мелочи, испробовали все варианты, абсолютно без ограничений.
Хочу поинтересоваться о вашем гитарном сочетании. Не так уж и много других групп с тремя гитарами. Как удается обо всем договориться? Яник, ты играл с Дейвом Мюрреем на протяжении десятилетия, прежде чем Эдриан вернулся в строй. Сложно ли было отрегулировать новое построение?
Яник: Все произошло довольно естественно. Не забывайте, что до прихода в Maiden я никогда прежде не играл вместе с другим гитаристом, не говоря уже о двух. И я не был уверен, что вообще смогу играть со вторым. Но потом пришел Дейв и все произошло само собой. Мне не пришлось ничего менять. Дейву тоже не пришлось ничего менять. Мы подошли друг другу моментально. При этом мы всегда могли что-то менять.
Если бы я ушел после возвращения Эдриана, это вернуло бы группу в эпоху «Seventh Son». Если бы я остался, а он не вернулся, это снова стало бы похожим на «Fear Of The Dark». Поэтому, когда он вернулся, все переменилось: мы поняли, что нам по силам все, что угодно. Я могу играть мелодию вокала, как на ‘The Red And The Black’ с этого альбома, а Дейви может рубить аккорды, и здесь же может быть звук чистых аккордов — все, что угодно. Конечно, такое было и на предыдущих альбомах, но тогда (до возвращения Эдриана) нам приходилось выбирать, какие партии исполнять вживую. Ты не можешь одновременно нарезать аккорды, поддерживать ритмичный темп и исполнять мелодию. Теперь же все эти опции в нашем распоряжении. Высокие ноты, низкие ноты, полные аккорды — много чего. Внезапно на нас свалился шанс играть три различных партии. Единственное, в чем мы остаемся непреклонными, это нежелание устраивать «гитарное месиво» — мы хотим чистого звука, тяжелого звука.
Эдриан: Если я сочиняю песню, обычно я же и исполняю соло. Затем Дейви либо Ян сочиняют другое соло. Чаще всего это Дейви. Потом Ян сочиняет свою песню, и Дейви играет второе соло, в итоге Дейву приходится играть везде [смеется]! Но у Дейва есть свое фирменное звучание. Ты слушаешь его игру и понимаешь: вот он, настоящий Maiden. Это очень характерное звучание. Тем не менее, мы хорошие друзья, и работаем вместе — нет никакого соперничества. Я знаю, что если Дейв записал соло за два дубля, я постараюсь сделать не хуже. Это заставляет тебя прилагать максимальные усилия.
Хотелось бы спросить о голосе Брюса. Не могу припомнить еще одного вокалиста, чей голос становился бы сильнее год от года. Обычно голос проседает с возрастом. На этой записи его голос звучит просто умопомрачительно.
Эдриан: Все дело в его отношении. Он никогда не снижает планку. Он всегда будет только завышать, пока вообще не сможет преодолеть ее. Он снова и снова будет делать попытку. Я даже предлагал сменить тональность в некоторых песнях, но он настаивал на том, чтобы взять самому нужную ноту, и до сих пор ему это прекрасно удается. Удивительно!
Вы отправляетесь в дорогу в следующем году. Планируете ли сыграть весь альбом живьем? Как вы сделали с «A Matter Of Life And Death».
Эдриан: Не думаю, что мы сыграем его целиком. Мне кажется, для народа это будет слишком. Говоря это, я понимаю, что нам придется вернуться на репетиционную базу и Стив скажет «Мы должны сыграть все от начала до конца на этой репетиции», как он уже говорил раньше. Но все же я думаю, что мы выберем вещи, которые сработают вживую — пока точно не уверены. Мы намереваемся заняться этим в следующем году.
Вас напрягает сложность нового материала и как это скажется на живых выступлениях?
Яник: В первую очередь мы музыканты. Меня ничего не напрягает. Проблема может возникнуть, когда выступаешь на больших аренах и возникает задержка звука. Это может внести разлад: иногда я нахожусь в тридцати или сорока футах от Дейва, и я не в состоянии услышать его или же может возникнуть задержка звука барабанов из-за размеров площадки — вот это действительно стрессовые моменты.
Раньше ваш гастрольный график был очень жестким, в частности я имею в виду эру «Powerslave». Эдриан, что ты можешь сказать о тех временах?
Эдриан: Теперь мы не гастролируем больше трех месяцев подряд. Хватит. Вспоминая прошлые маршруты из 80-х, мы могли выступать шесть дней подряд, потом, если повезет, был выходной. А могли играть и семь дней в неделю. Это почти убивало нас, но мы были молоды, и сейчас так уже не получится. Понимаете, мы не хотим снижать стандарт качества. Мы стараемся выдать то же количество энергии, что и раньше.
Честно говоря, раньше это была работа на износ. По прошествии полугода ты сидишь, и понимаешь, что впереди еще полгода гастролей! Это выматывало, все эти американские гастроли день за днем. Затем ты летишь домой и тебе предстоит тур по Европе. С другой стороны, благодаря этому у нас столько поклонников сегодня. Потому что мы всегда несли свою музыку в массы. Мы никогда не использовали ротацию на радио, чтобы донести свое послание. Мы всегда преподносили это вот таким образом, и люди помнят это.
Поклонники Iron Maiden, по крайней мере в Англии, кажется, стали моложе. Я видел вас живьем несколько раз на протяжении десятилетия, последний раз на O2-арене, во время «Final Frontier tour» в 2010. Я был удивлен тем, насколько молодой была публика. Вы это тоже замечали?
Эдриан: Америка почему-то несколько отличается. Там преимущественно собирается взрослый контингент… А во всем остальном мире — в Южной Америке, Европе фанаты становятся все моложе. В частности, те, которые собираются в первом ряду. То есть, ты получаешь фантастическую энергию! У нас был тур прямо перед студийной записью, который, как мне показалось, и не завершили — просто остановились на полпути и сразу же приступили к записи. Думаю, энергия тура помогла нам в записи.
Яник: Мне всегда нравились гастроли, всегда нравился сам процесс. Смысл наших посиделок в студии в том, чтобы затем отправиться в дорогу. Люблю путешествовать. Этот альбом мы записывали в Париже, и как только закончили, у меня было несколько дней, чтобы погулять по Парижу. Просто потусоваться. Это по мне. Мне нравится сам процесс путешествия. Я хочу, чтобы каждый концерт проходил как можно лучше, но я также люблю посмотреть на архитектуру, увидеть произведения искусства. Вот, что мне по душе. Я завязываю волосы, надеваю шляпу, кладу яблоко и бутылку воды в рюкзак и я счастлив весь остаток дня. Хочу все испытать в жизни.
Поклонники Maiden обычно довольно благосклонно относятся к новому материалу, но я видел видео в YouTube с каким-то американцем, держащим в руках плакат ‘Играйте классику!’, который Брюс порвал в конце-концов. Вы сейчас наблюдаете нечто подобное? Люди по-прежнему хотят слушать ‘Number of the Beast’ до бесконечности?
Эдриан: Я никогда раньше не видел ничего подобного, если честно. Я никогда не испытывал ощущения, что публика с нами не на одной стороне. И, поскольку группа всегда была простой и честной с поклонниками, я думаю, они дают нам некоторые поблажки. По крайней мере, я на это надеюсь. Как ты упоминал, несколько лет назад мы даже сыграли весь новый альбом целиком.
То, чем мы занимаемся, противоречит корпоративному року. Всему мэйнстриму на музыкальной сцене, СМИ, знаменитостям — это все так ужасно. Приятно быть чем-то уникальным, и я думаю, фанаты знают, что если мы оступимся и начнем жалеть себя, они нас не простят. Это очень важно, это позволяет нам держаться дальше. Наша группа — не кабаре. И мы это ценим.
Яник: Мне нравится играть старые вещи, но в конце-концов хочется чувствовать себя востребованным. Нет никакого смысла делать вид, как будто мы до сих пор находимся в 80-х. Я горжусь этим альбомом. Каждый альбом — это отметка того, чем группа являлась в определенный период. И это всегда был весьма изобретательный процесс.
Насколько долгой вам видится дорога для Iron Maiden?
Эдриан: Не знаю, Rolling Stones вон, по-моему, еще колесят? [смеется] По крайней мере, в обозримом будущем все будет хорошо. Чтоб не сглазить, так сказать. Мы по-прежнему обожаем наше дело.
Перевод Егор Богодяж
30.08.2015 |
« Интервью с Эдрианом Смитом и Дейвом Мюрреем, "Total Guitar", 2015 г. | Как барабанщик Iron Maiden сочетает хэви-метал и мясо - интервью с Нико МакБрейном, "The Miami Herald", 2010 г. » |
---|