Новости » Библиотека » Интервью » Стив Харрис: "Мы хотим продержаться на сцене как можно дольше!" "Alive", 2003 год

Стив Харрис: "Мы хотим продержаться на сцене как можно дольше!" "Alive", 2003 год

АвторAdministrator  
21.01.2005

Выход каждого альбома Maiden - Событие. Мы не могли остаться в стороне, и вашему вниманию предлагается расшифровка беседы со Стивом Харрисом, которая состоялась по случаю выхода нового студийного альбома коллектива - "Dance Of Death".

Это уже третий альбом, который вы записали вместе с Кевином Ширли в качестве продюсера. Как ты считаешь, стал ли Кевин достойным преемником Мартина Берча?

Steve Harris: - Да, мне кажется, в лице Кевина мы нашли того, кто смог заменить Мартина, ведь когда Мартин отошел от дел, мы были немного растеряны. Знаешь, найти замену тому, с кем ты работал вместе на протяжении многих лет, очень нелегко, но мне кажется, в лице Кевина мы нашли очень достойную замену Мартину. Они потрясающе похожи в том, что касается методов работы, и даже - шуток и приколов во время работы над пластинкой!.. Я думаю, что мы нашли того, кто нам был нужен, и я надеюсь, что мы поработаем с Кевином еще над несколькими нашими альбомами.

Что ты предпочитаешь - иметь постоянного партнера-продюсера, или, как некоторые группы, приглашать нового продюсера для записи каждого альбома?

Что касается нашей группы, то мы занимаемся аранжировками наших песен самостоятельно, и когда кто-либо продюсирует наш альбом, он не является продюсером в общепринятом смысле этого слова. Мы предпочитаем работать с человеком, который сам сидит за микшерским пальтом, а не указывает кому-то другому, какие ручки надо крутить. Именно так и работают Мартин и Кевин - они сами сидят за пультом, у них есть ассистенты, которые им помогают, но большую часть работы за пультом и в том, что касается сведения, Мартин и Кевин делают самостоятельно. Именно это нам и нужно - нам нужен человек, который может ухватить суть нашей музыки и запечатлеть ее. Знаешь, мы не особенно стремимся к тому, чтобы продюсер помогал нам с аранжировками и т.п. И Кевин, и Мартин вполне способны подать какие-либо интересные идеи при записи песен, но в большинстве случаев в этом просто нет необходимости, ведь мы проделываем всю необходимую работу самостоятельно, мы сами пишем аранжировки и т.п., так что в нашем случае участие продюсера в работе над песнями в основном ограничивается парой идей, которые призваны лишь навести глянец на наши номера. Тем не менее, это очень здорово - работать с человеком, который при случае может взглянуть на песню со стороны (к примеру, если в группе нет единого мнения по какому-либо поводу) и высказать свое объективное мнение. Работать с такими людьми - это словно глоток свежего воздуха. Именно так мы и работаем - сваливаем все идеи в кучу, а потом выбираем из них самые лучшие.

Судя по всему, запись альбома прошла без сучка и задоринки, вы записали все достаточно быстро...

Когда мы записывали "Brave New World" (2000), Кевин попробовал кое-что новенькое во время записи... Знаешь мы ведь записывали альбом с тремя гитаристами, для нас в то время это было в новинку, так что тогда, когда мы записывали подклады, а потом - партии ритма и даже гармонии и соло, он записывал одновременно партии всех трех гитаристов. Ведь на сцене именно так и происходит - гитаристы играют одновременно, и общее звучание складывается как сумма отдельных партий, и каждый раз партии играются немного по-разному. Именно это и происходило во время записи "Brave New World" - все гитаристы играли свои партии одновременно, а до этого мы почти никогда так не делали. В этот раз мы решили использовать такой же подход - ведь он здорово сработал на "Brave New World". Достаточно часто случается так, что когда мы играем песни с какого-либо альбома вживую, а потом записываем концертный альбом с этими вещами, то эти вещи звучат вживую лучше, чем в студийном варианте. Единственное, что при таком походе можно немного потерять - так это красивость студийного саунда, но приобрести можно гораздо больше - атмосферу живого выступления, а мы всегда старались воссоздать ее в студии, и когда Кевин стал записывать три гитары в студии одновременно, я думаю, что... может быть, тебе это покажется очевидным, но после того, как сделали это, мы подумали: "Черт возьми, почему мы не делали так раньше?" Для нас такой подход сработал очень хорошо.

"Dance Of Death" получился более жестким и агрессивным, чем его предшественик "Brave New World". Вы намеренно решили перед тем, как идти в студию, записать именно такой альбом?

На самом деле, мы никогда не планируем что-либо заранее. Мне кажется, само собой вышло так, что "Brave New World" получился более прогрессивным. На этом альбоме явственно ощущается влияние музыки '70-х, и он получился именно таким благодаря структуре песен, тому, как они звучат, приемам, которые мы использовали при написании материала и т.п. Что же касается "Dance Of Death", то мне кажется, он получился более разнообразным, и если тебе кажется, что он - более жесткий, чем "Brave New World", вполне возможно, что так оно и есть, но как бы то ни было, это получилось не намеренно. Мы никогда не садимся и не говорим: "Ну ладно, а вот теперь нам надо двигаться в этом направлении". Сама структура песен определяет то, как именно будет звучать альбом, и какие приемы мы будем использовать при записи. Мне кажется, благодаря тому, что каждый из нас был вовлечен в процесс написания песен - еще в большей степени, чем это было во время работы над нашим предыдущим альбомом - "Dance Of Death" и получился таким разнообразным. На мой взгляд, первые две песни альбома звучат так, словно они были написаны под влиянием хард-рока '70-х, на альбоме есть номера, которые "отдают" прогрессив-роком '70-х, да, в общем, на нашей новой пластинке есть песни на любой вкус. В конце альбома даже есть медленный номер, мне кажется, последний раз песню такого рода мы записывали в '81-м - это была 'Prodigal Son'. Знаешь, это просто произошло само собой! Мы не говорили себе: "Ну ладно, а вот теперь нам надо написать медленную вещь - мы ведь не делали таких вещей двадцать с лишним лет". Это просто само собой получилось!..

Nicko впервые за всю историю Maiden написал песню. Ты удивился, когда он предложил записать свою вещь 'New Frontier'?

Я думаю, что каждый из нас был удивлен, когда Нико предложил песню, я бы даже сказал - "настоящую Песню", ведь это - первая вещь, которую он написал для группы, а ведь он играет с нами уже 20 лет, так что у него ушло на это достаточно много времени! До недавнего времени он бил баклуши, а последние пару лет он стал учиться играть на басу, и он сочинил эту вещь, играя именно на бас-гитаре. Мне кажется, именно то, что он стал сейчас учиться играть на басу, и побудило его написать эту песню, и она получилась очень хорошей. Эта вещь хорошо запоминается, и она немного отличается от того, что могли бы написать мы, так что, отчасти благодаря ей альбом и кажется таким разнообразным.

'Dance Of Death' - эпический номер, который задает тон всему альбому. Текст этой вещи очень яркий и кинематографичный - ты держал в голове какие-либо визуальные образы для видео-клипа, когда сочинял текст 'Dance Of Death'?

Да нет. Я вообще-то и не думал об этой песне как о возможном кандидате для съемок видео-клипа, просто, когда я ее сочинял, я старался воплотить в текстах те образы, которые возникали в моем воображении. Во многих наших песнях есть частые смены настроения, поначалу они могут быть атмосферны, а потом становятся драматичными, и мне нравится сочинять эпические вещи такого рода. Я вырос, слушая музыку к фильмам, да и сейчас я очень внимательно слушаю музыку в кино, так что драма и настроение - одни из важных составляющих наших песен.

В какой момент ты решил, что 'Dance Of Death' станет заглавной вещью альбома?

Думаю, до того момента, как была написана большая часть материала, мы и не думали о том, что 'Dance Of Death' станет заглавной песней. Просто в какой-то момент мы подумали о том, что это - по-настоящему сильное название, и это - хорошая песня. На мой взгляд, если уж выбирать заглавную песню, то это должна быть по-настоящему сильная вещь, которая заслуживает того, чтобы быть заглавной вещью альбома, как, например, 'Fear of The Dark' или 'Number Of The Beast'. И мы просто подумали, что это - действительно сильная песня, знаешь...к примеру, возьми 'Paschendale'. Несмотря на то, что это - просто потрясающая эпическая вещь, у этой песни нет той богатой образности, как у 'Dance Of Death'. "Paschendale" - это название места, и по-настоящему...если ты не знаешь, что именно это за место, что с ним связано, почему мы использовали именно это название в тексте песни, то ...это название не будет для тебя столь же многозначным и образным, как "Dance Of Death".

'No More Lies' - единственная песня альбома, которую ты написал в одиночку. Она повествует о человеке, который находится на пороге смерти, и эту тему ты уже использовал не раз, к примеру, в 'Hallowed Be Thy Name' и 'Heaven Can Wait'. Похоже, эта тема тебя по-настоящему привлекает...

Мне кажется, каждый в определенный момент жизни задается вопросом о том, что случится после, и совсем не важно, веришь ли ты в жизнь после смерти, или нет. Подобные мысли побуждают думать о разных вещах, кого-то эти вещи пугают, а кого-то - нет (или, по крайней мере, они так говорят), но мне кажется, что каждый иногда думает об этом, кто-то, быть может - чаще, чем другие. Наверное, я действительно думаю об этом чаще других! (смеется) Я не знаю, но мне кажется, я всего лишь говорю об этом вслух, и то же самое было и с песней 'Fear Of The Dark' - это вещи такого рода, с которыми сталкиваются большинство людей, но не всегда признаются в этом. Может быть, поэтому 'Fear Of The Dark' и стала такой сильной песней. Я думаю, что...неизвестность, страх неизвестности и та загадка, которую она таит - вот в чем секрет притягательности таких вещей.

Iron Maiden существуют уже более 25 лет. Как ты считаешь, труднее ли сейчас раскрутиться молодым группам, чем в то время, когда начинали вы?

Мне кажется, что тогда, когда мы начинали, было больше мест, где можно было играть - к примеру, в пабах. Тем не менее, мне кажется, что и сейчас осталось немало мест такого уровня, но если ты достигаешь такой популярности, когда твоя группа без проблем продает все билеты, и паб забивается под завязку - если такое вообще возможно! - то сейчас нет концертных залов, которые могли бы стать следующей ступенью для начинающей группы. Я говорю о том, чтобы играть в университетах и тому подобных местах, сейчас таких мест просто не существует, так что я не представляю, что делать дальше молодой группе, оказавшейся в такой ситуации. Если твоя группа уже неплохо известна на пабном уровне, следующей ступенью может стать выступления на разогреве у какой-либо известной группы, а такую возможность очень непросто получить, а ведь в большие клубы по другому не пробиться, к тому же, их осталось-то и не так много, так что... несмотря на то, что и нам было непросто пробиться, непросто пробиться и сейчас, так будет всегда для молодых групп, и недостаток концертных залов - одна из причин этого.

Что бы ты сейчас посоветовал начинающей группе?

Я бы посоветовал молодым группам выступать так часто, как только это возможно. Я понимаю, что это нелегко, но это практически единственное, что можно сделать. Мне кажется, что в наши дни существует большая проблема в том, что многие молодые группы не готовы к успеху, который может свалиться на них в одночасье. К примеру, группа может записать демо, и оно будет очень неплохим, группа может отыграть несколько концертов, и вдруг, в один прекрасный момент, эта команда оказывается на обложке какого-нибудь журнала, о них начинают писать, а группа не готова сделать шаг дальше - у них просто не было времени развиться, и на этом этапе для них все может и закончиться. Ведь к тому моменту, когда мы получили наш первый контракт, мы уже выступали вместе четыре года - хотя, мне кажется, многие знают историю нашей группы - тем не менее, я хочу еще раз заострить внимание на том, что когда мы получили контракт, мы были готовы к этому. Сейчас, как мне кажется, многие группы просто не готовы к такому повороту событий, люди ждут от молодых групп слишком многого и слишком быстро, и если группа не сильна по-настоящему и не успела сплотиться и как следует сыграться, то они быстро теряют все заработанные очки. Так что мой совет - прежде всего, выступайте как можно больше, и не стремитесь как можно быстрее подружиться с прессой или рассылать демо раньше времени. Учитесь играть как можно лучше, учитесь до того момента, пока вы не станете чувствовать себя уверенно на сцене, работайте над вещами, которые вы исполняете вживую, чтобы публике, пришедшей на ваш концерт, просто срывало башню, и к этому моменту вы должны чувствовать в себе силы справиться с тем, что уровень популярности вашей группы вдруг начнет резко расти.

Недавно вы объявили о том, что собираетесь выступать реже, чем раньше - какие изменения произойдут в ближайшем будущем в вашей концертной деятельности?

Мы просто будем выступать немного меньше. Мы не собираемся распадаться или что-то вроде этого, просто теперь мы будем выступать в течение 3-4 месяцев вместо того, чтобы выступать с концертами 9 месяцев подряд. Более 20 лет мы выступали с концертами по 9 месяцев в году, мы провели множество туров по всему миру, мы играли практически во всех местах, где можно было отыграть. Мы не собираемся бросать гастрольную деятельность, просто сейчас мы стремимся к качеству, а не к количеству. К тому же, если здраво смотреть на вещи, мы не становимся моложе, хотя я и не думаю, что мы превратились в старых пердунов!.. Знаешь, мы и по сей день - в хорошей форме, нам нравится делать то, что мы делаем, и доказательством этому в ходе наших последних гастролей служит то, что каждому из нас нравится выступать с концертами, да и фэнам нравятся наши выступления - мне кажется, даже больше, чем раньше. Но одна из причин тому, что во время тура "Give Me Ed" мы пришли к решению выступать в будущем поменьше - это то, что этот тур был гораздо лучше сверстан, чем предыдущие, у нас появилась возможность во время турне ездить на пару дней домой, мы играли четыре шоу в неделю вместо шести, как раньше. К тому же, знаешь, несмотря на то, что мы - в хорошей форме, бывает так, что в один день ты выкладываешься на 100%, а в другой - ты едва можешь выложиться на 80%, конечно, и в этот вечер ты стараешься изо всех сил, но ведь получается не так, как если бы ты выложился на все 100%, я надеюсь, ты понимаешь, о чем я говорю! (смеется) Я считаю, хотя нет - все мы считаем, что мы должны выкладываться на все 100% на каждом нашем концерте. К тому же, я думаю, что при такой стратегии мы сможем продержаться на сцене намного дольше, чем если бы мы продолжали играть так же часто, как на протяжении последних двадцати лет. Если бы мы продолжали и дальше выступать с долгими и изнурительными гастролями, я думаю, что в один прекрасный момент мы бы сломались. А мы хотим продержаться на сцене как можно дольше!

 
« Интервью с Брюсом Дикинсоном, "Roadiecrew", 2005 г. Интервью с Брюсом Дикинсоном и Яником Герсом, "Metalshrine", 2002 г. »