Глава 3: Lightning Strikes Twice

АвторLawrence Paterson (перевод: Ярослава Крутских, Дарья Квасницкая)  
01.02.2015

Virtual XI

С приближением последних дней тура «The X Factour» был выпущен новый сингл в поддержку ожидаемого сборника – Род Смоллвуд продвигал его, вопреки протестам группы, чтобы охватить новую аудиторию, которая еще мало знакома с их творчеством. Сингл, получивший название «Virus» («Вирус»), стал исключительно личным ответом на их конфликты с критикой: едкий текст, изобличающий «подпольных крыс», которые бегут при первых же трудностях. Прилагающееся малобюджетное видео было снято в пустом бассейне дома-студии Стива Харриса, неподалеку от Харлоу. «Вообще-то, он вовсе не о реакции на альбом «The X Factor», или о чем-то в этом роде. В песне мы говорим о критике в общем. Если вспомнить все наши рецензии, еще до Блэйза, то очень многие из них были хреновыми, особенно на те синглы, которые записали «в отстой». И все это писали в британской прессе, которая во всем мире считается, мягко говоря, циничной, – рассказывает Харрис. – К сожалению, в Великобритании и США очень многие повернуты на всей этой… ерунде. Для меня важна музыка, а не мода или что-то там еще. Я думаю, в Европе, Южной Америке и в других частях мира об этом особо не парятся, для них имеет значение лишь музыка. Наверное, в Британии всегда ждут чего-то великого, независимо от того, уместно это или нет. Всегда так было и будет, что ж тут поделать. Но в жизни нужно уметь принимать и шипы, и розы. О нас писали и хорошее, ведь с годами, в течение всей карьеры, переживаешь и взлеты, и падения. Почему тогда нам нельзя держать свой ответ, если хочется? Если им можно выражать свое отношение, то и нам тоже».

Последовавший альбом стал первой в карьере Iron Maiden ретроспективой, «Best Of The Beast» («Лучшее в звере») был выпущен в трех различных форматах с разными плей-листами. Самым богатым был виниловый набор, состоящий из четырех частей и буклета со множеством иллюстраций. В него вошли «Virus» – единственный новый трек, две песни из альбома «The X Factor»: «Man On The Edge» («Человек на краю») и «Sign Of The Cross» («Крестное знамение»), а также «живая» версия «Afraid To Shoot Strangers» («Страх стрелять в незнакомцев») в вокальном исполнении Блэйза.

Блэйз вспоминает недолгий отдых от работы в группе. «После окончания турне «The X Factour» все разъехались, а затем снова собрались – и Род изложил план на следующий год. Мы назначили дату начала работы, и все пошло по новой. Как и в прошлый раз, я начал работать с Яником. Но с этим альбомом дела обстояли совсем иначе, как-то слишком быстро. В «The X Factor» мы репетировали все песни, перед записью полностью проникались ими, а в этот раз нет. Мне казалось, что некоторые песни могли бы быть чуть лучше, если бы мы больше репетировали. Но мы еще точно не знали дату выпуска, да и Стив, вроде бы, был положительно настроен по поводу происходящего. Однажды Дэйв Мюррей приехал ко мне домой в Саттон Колдфилд, и это была просто фантастика. Именно там мы начали писать «When Two Worlds Collide» («Когда два мира столкнутся»).

В этот раз работа двигалась оптимистичнее, ведь мы пережили «The X Factour», мы были группой, я чувствовал, что мы идем в правильном направлении. Мы со Стивом написали «Futureal» («Будущее реально»), идея очень быстро пришла к нему в голову, и он спросил, есть ли у меня что-то. Я предложил стихи, и все получилось. Песня «Como Estais Amigos» (исп. – «Как дела, друзья?») появилась после тура в поддержку нашего предыдущего альбома в Аргентине.

Во время пресс-конференции нам задали пару вопросов о войне за Фолклендские острова, или Мальвинские, как их там называют, ну и я сказал, что я против войны. Мой школьный друг был убит там. Вы бы никогда не поверили, что можно воевать с теми людьми, которых мы встретили в Аргентине. Они такие дружелюбные и невероятно великодушные, как вообще можно докатиться до войны с ними? Как можно конфликтовать с этими людьми? Это действительно светлые люди. Да, о чем я: гостиница, в которой мы остановились, выходила на военный мемориал, и я попросился посмотреть на него. Я пошел туда, рассматривал памятник, читал имена, и стал задумываться над всем этим. Здесь ты заводишь настоящих друзей, а там идет война с ними.

Когда я вернулся в гостиницу, все эти мысли и эмоции роились в моей голове, я сел и написал что-то типа поэмы на клочке бумаги из номера, а потом нашел этот клочок, когда работал над новым альбомом».

Новый альбом был закончен в гораздо более сжатые сроки, нежели предыдущий. К началу записи в студии Стива Харриса в песнях еще не было четкой структуры. Не было толковых репетиций, чтобы подогнать песни под нормальный размер, не было времени изучить каждый трек, прочувствовать его сущность, прежде чем увековечить на пленке.

В итоге альбом Iron Maiden был готов за два месяца. На этот раз в него вошли всего восемь треков, в три из которых внес свою лепту Блэйз. Песня «When Two Worlds Collide» стала его первой работой с Дэйвом Мюрреем. Четыре из оставшихся песен Харрис написал в одиночку, и еще одну – вместе с Мюрреем (невероятная редкость для Maiden – ДВЕ композиции Дэйва Мюррея в одном альбоме!). «Я хотел бы еще поработать с Дэйвом, мне реально понравилось. У меня хорошее творческое взаимопонимание с Яником и Стивом. Как ни парадоксально, с Эдрианом Смитом мне тоже хотелось бы что-то записать, по-моему, у него прямо-таки музыкальное чутье. Но, видно, не судьба!»

Были и другие наброски песен, которые так и не попали на этот альбом. Эдриан Смит потом говорил, что «The Nomad» («Кочевник»), «Dream Of Mirrors» («Сон зеркал») и «The Mercenary» («Наемник») сперва предназначались для «Virtual XI» («Виртуальное одиннадцать»). Блэйз же говорил об этих треках более осторожно: «Я сейчас и не вспомню, какие это песни. Я могу напеть некоторые мелодии, которые были использованы в дальнейшем… ну мне же платили за работу, так что ничего в этом плохого нет».

9 марта был выпущен первый сингл из нового альбома, и снова мнения критиков и фанатов разошлись. Песня «The Angel And The Gambler» («Ангел и игрок») была не просто длинной, она еще и записывалась с участием пресловутого синтезатора и повторяющейся 22 раза фразой в припеве. Фактически вся группа признала, что песня на самом деле очень длинная, и во время тура ее пришлось укоротить, когда оказалось, что музыканты теряются в расширенной средней части.

Издание сингла сопровождалось выходом видео с обильным использованием компьютерной графики, где музыканты выступают с концертом на маленькой луне, играют в карты с Эдди в баре, который как будто взят с обложки сингла «Stranger In A Strange Land» («Незнакомец в чужой стране»). Тем не менее, независимо от мнения о стороне А, сингл был выпущен в двух форматах, где присутствовали «живые» версии «Blood On The Worlds Hands» («Кровь на руках мира») и «The Aftermath» («Последствия»), а также видео с «живым» исполнением «Afraid To Shoot Strangers» и клип на песню «Man On The Edge», который был снят в израильской крепости Масаде для передачи «Top Of The Pops» («Вершина популярности»). На дисках сингл вышел в двух частях: к первой части прилагался постер, где на первой стороне было напечатано расписание тура «Virtual XI 1998», а на второй – фотографии группы вместе с любимыми игроками в футбольной форме Maiden; во вторую часть входили три двусторонние карточки с фотографиями группы в футбольной форме Maiden. Насколько помнит Блэйз, футбольная тематика была идеей Стива Харриса. «Мы ухватились за идею с Чемпионатом мира (ведь это был год ЧМ). Поклонники группы знают, что Стив заядлый футбольный фанат, ну он и подумал, почему бы не оформить все в стиле Чемпионата мира? А я поддержал, почему бы и нет? Пускай у нас будет виртуальная команда из 11 игроков («Виртуальное одиннадцать»). Так и появилось название альбома. Как если бы мы могли создать свою идеальную футбольную команду и соревноваться на Чемпионате мира».

Соответственно, перед выходом нового альбома группа провела необычный промо-тур. Чтобы поддержать футбольную тематику, Maiden организовали ряд благотворительных матчей в европейских и скандинавских городах со своим собственным участием, а также с участием гостей – музыкантов и профессиональных футболистов из Великобритании. Среди членов команды был лондонец Тони Ньютон, на то время басист Dirty Deeds – группы, которую поддерживал Стив Харрис, и которая заключила контракт с его недолго существовавшей компанией Beast Records. Теперь Ньютон – басист и движущая сила Voodoo Six, но во время тех футбольных мероприятий он на две телетрансляции стал гитаристом Maiden: «Было две песни, «The Angel And The Gambler», и вторую не могу вспомнить, и два шоу: в Стокгольме и Мадриде, – рассказывает Тони. – Альбом назывался «Virtual XI», все основывалось на числе 11, знаете, Стив все сделал под футбольную команду, все ведь знают, что в футбольной команде 11 игроков. Он придумал эту идею, играть в футбол по европейским столицам вместо обычной презентации в Лондоне, как это всегда было раньше. Они могли играть против прессы, знаменитостей, неважно. Уделай прессу – и путь в Европу для продвижения альбома открыт. Собственно, произошло вот что: мы вышли на игру в Стокгольме, после чего я должен был ехать домой со всей остальной командой, а Блэйз подошел ко мне и сказал: «Эй, ну так ты остаешься с нами?» А я такой: «Что? Нет, братан, я собираюсь завтра домой». – «Нет, не собираешься» – говорит он мне, а я ему: «Еще как собираюсь, я возвращаюсь с другими ребятами». Ну и Блэйз спросил, говорил ли я со Стивом, а я с ним не говорил, на что Блэйз ответил, что лучше бы я перекинулся с ним парой словечек.

Ну, в общем, пошел я к Стиву, а он сказал, что поменял мне рейс. Оказалось, мама Яника заболела, и ему пришлось уехать домой, а Maiden нужно было выступить на телевидении в Стокгольме и Мадриде. И Стив сказал: «Не волнуйся, нам просто нужно, чтобы в группе было пять человек. Режиссера мы попросим не снимать тебя близко, только общие кадры издалека. У тебя все равно хаер как у Яника, так что никто не заметит. Близко подходить не будем, и все получится».

Ну я и взял гитару, мы с Дэйви прогнали пару кусочков, чтобы я мог создавать как можно более правдоподобную видимость. А еще парни сказали мне, что аудитории не будет, только мы и съемочная группа. Ну конечно, я выхожу на сцену, а там полный зал. Я попался по полной, потому что в момент, когда на меня направили камеру, все подбежали ко мне. Как только началась песня, они столпились вокруг меня и ржали, когда я попадал в кадр.

После концерта мы сели на край сцены и дали интервью. В основном говорил Блэйз, а потом Стив. Но пару раз было, что девушка задала вопрос, а он, вот черт, поворачивается ко мне и говорит: «Не знаю, а ты как считаешь?» Забавно было.

В Мадриде было еще хуже, потому что сцена была в центре, и, когда я вошел, вокруг стояла куча фанатов Maiden, и я подумал, твою ж мать, меня сейчас прогонят отсюда, они ведь Яника ждут. Но уже через минуту они начали просить у меня медиатор! Честно говоря, не ожидал. Мы пробежались по трем трекам, и началась съемка. Они напустили этого сухого льда, сделали расфуфыренную сцену, расставили вокруг комбики. Из-за этого сухого льда ничего видно не было! Сцена стала очень скользкой, мы ходили на носочках, чтобы не упасть или не столкнуться с этими проклятыми усилителями!»

По продолжительности этот промо-тур ни в какое сравнение не шел с предыдущим, во многом еще и потому, что стоимость перелета всей футбольной команды и их персонала, а также размещения была чрезвычайно высока. Тем не менее, задумка в конченом счете сработала, «закос» под Чемпионат мира завершился удачно, чем Iron Maiden вызвали новый интерес.

После окончания промо-тура группа сразу же приступила к репетициям в студии Hangman недалеко от Лондона, перед тем как выступить с первым полномасштабным концертом в рамках тура. По размаху этот концерт был намного грандиознее, напоминая скорее прежние туры, нежели «The X Factour». 22 апреля 1998 года в Norwich Oval (концертный зал в Норидже) Iron Maiden отыграли не анонсированный пробный концерт.

«Было круто. Мы хотели разогреться, а Стив знал парня, который заправлял в Norwich Oval. Wolfsbane играли там несколько раз, поэтому, когда Стив предложил, все согласились. Планируя выступление, мы прикинули, какой будет программа, и, вроде бы, Стив сказал, мол, почему бы не играть все подряд? В итоге мы включили все, а потом еще кое-что… все, что в голову пришло. По-моему, все действие длилось около трех часов! Вот ЭТО действительно тяжкий труд. Мне нравилось, что мы не позволяли себе расслабиться, никакой расхлябанности, никто не топчется, ничего такого. Никаких оправданий, потому что дорога не терпит их, любой приличный тур выбьет из тебя все дерьмо и быстро покажет, где раки зимуют. Поэтому мы сделали это, и хорошо сделали, черт возьми. По правде говоря, после трех часов у нас еще остался запал, и это было пугающе… чертовски пугающе. Мы отработали два часа, передохнули, а потом еще час на бис. Никто не хотел «сломаться» первым. Мы все просто стояли там и такие: «Ладно, поехали». Как мексиканское противостояние, кто первым моргнет – никто не хотел сдаваться!»

Тур начался строго по графику 26 апреля во Франции. Тщательно проработанные декорации напоминали разрушенный город, не обошлось без надувного Эдди-головы, как уже было в туре «Somewhere In Time Tour» («Где-то во времени») 1986/87 годов.


Блэйз на сцене с Iron Maiden в Европе, во время «Virtual XI Tour»

Само шоу уже больше походило на те, что были в истории Maiden. И снова Maiden четко сфокусировались на новом альбоме, исполнив пять или шесть из восьми песен. Может, это и не привлекло старых поклонников, но позволило группе использовать в основном тот материал, который был больше знаком Блэйзу и который не требовал изменения диапазона. В программу нескольких первых выступлений включили песню «Murders In The Rue Morgue» («Убийства на улице Морг»), планируя сыграть ее в Париже, но концерт начался и закончился, а песня так и не прозвучала. Блэйз потом признался, что они «по-прежнему лажали ее».

По сравнению с предыдущим турне на руку Блэйзу было то, что решилась проблема с мониторами, которая возникла еще в период, когда он пришел в группу. Во время «The X Factour» проблемы возникали не только с отсутствием гитар в динамике, но и в отношениях со звукооператором Аланом Брэдшоу, с которым у Блэйза был творческий конфликт.

«Что плохо для вокалиста, так это то, что он не имеет дела с техникой как таковой. Гитаристы, барабанщики, бас-гитаристы – у них есть аппаратура, с которой надо ковыряться и носиться. У вокалиста есть только звукооператор, который еще и на других распыляется. Я сказал Дики Беллу, что хотел бы иногда сам проводить саундчек, послушать звук из мониторов, подогнать все как надо. Последние несколько концертов группа не делала этого, так что у меня был шанс настроить свой уровень. Я попытался сделать так, как мне было нужно, но звукач снова все поменял. Он сделал так, как нужно ему. Бас-гитару я вообще не слышал, только средние частоты. Звук был – ужас. Он как будто выпрыгивал из мониторов и лупил тебя по лицу. Динамики просто трещали на низких частотах. В общем, то, что мне надо было услышать, я не слышал. Всего-то надо было убавить гул, и тогда средние частоты были бы слышны сами собой. Но он всегда все возвращал на старое место, как будто пытался получить hi-fi звук для метал-концерта. А еще прострелы по бокам, огромный ряд колонок с каждой стороны от барабанов и все такое. И я заводил в них свой вокал, но каждый раз, как я приближался к прострелам, он меня приглушал. Я говорю: «Ты что делаешь?», а он мне: «Я прикручиваю тебя, чтобы не отдавалось». А я говорю: «Я подхожу ближе к прострелам, чтобы лучше слышать себя, а ты меня убираешь!» Так продолжалось постоянно на протяжении всего тура. Я не раз говорил, что этот парень не считается со мной, я не могу работать в таких условиях, он не слушает меня. Он лишь делает так, как когда-то хотелось Брюсу.

Но между турами я умудрился найти другого парня из Бирмингема, его звали Стив, он долгое время работал с UB40. Вот это было замечательно… то, что нужно. Кроме того, во время тура «Virtual XI» я начал работать с вакуумными ушными мониторами. Таким образом, звук шел прямо мне в ухо, а больше мне ничего и не надо было. Стало намного лучше. Я знал, где нахожусь, не напрягал голос, мог свободнее передвигаться по сцене и слышать, что происходит, все играло в мою пользу. А потом их сломали. Их раздавили в результате одного «чайного» происшествия в Греции, в какой-то странной гримерке: кто-то решил приготовить чаю после концерта, включил чайник, случилось короткое замыкание, свет в гримерке погас, кто-то врезался в стол, столкнул мои ушные мониторы (которые, к слову, стоили £1500 под заказ) на пол, потом туда занесло Яника, и он растоптал их – и конец. У меня больше никогда не было такой пары – сидели, как влитые. И знаешь, в тот гребаный вечер в Греции Стив сказал мне: «Блэйз, сегодня ты в самом деле хорошо пел». А все, о чем я тогда мог думать, это… твою ж мать!»

23 марта 1998-го был выпущен «Virtual XI». Этот альбом по сей день занимает самую низкую позицию в чартах из всех альбомов группы, хотя в Великобритании и добрался до 16-го места. Кроме того, впервые за всю историю Iron Maiden он не дотянул до миллионной отметки по мировым продажам. Тем не менее, внезапное падение продаж дисков не являлось показателем того, была группа успешной или нет.

Iron Maiden всегда были живой махиной, и то, что они всегда куда-то рвались, и определяло имидж группы. В интервью на сайте metal-rules.com Стив Харрис подытожил свое отношение к полученным, в общем-то, не очень хорошим отзывам об альбоме: «Единственное объяснение, которое я могу дать, а вы и сами понимаете это не хуже меня, так это то, что люди, которые покупают диски, действительно слушают их, а те, кто получает их бесплатно, особо ими не интересуются. Я бы так сказал. Когда человек покупает запись, он дает ей шанс, но если вы достали ее бесплатно (может, вам дал ее ваш редактор, а вы не хотите ее слушать), то на вас уже ложится груз, который препятствует восприятию.


Большой концерт в рамках «Virtual XI Tour»

Для меня важнее всего люди в зале и те, кто покупает диски. Конечно, замечательно получать хорошие отзывы, интересные статьи, но, по большому счету, группа продолжает гастролировать из-за людей, которые покупают наши записи. Если бы не они, мы бы просто не смогли поехать в тур, все было бы кончено. Самое интересное из того, что я читал, я нашел в чатах. Там были мнения людей, лично посетивших концерты тура, и это были самые позитивные отзывы. Сразу видно, что люди ничего не скрывают, пишут то, что по-настоящему думают обо мне и о том, что я делаю. Это прекрасно, ведь я мог сказать: «Ничего себе, у меня бы и мысли такой не возникло». Они не предвзяты, не фанатичны, не пытались подлизаться или опустить меня. Они просто делились своими мыслями с остальными» (www.metal-rules.com).

На том же сайте есть июньское интервью с Блэйзом, в котором он описывает оптимистическую картину предстоящих шоу в Соединенных Штатах. «На самом деле, все идет лучше и лучше. Я думаю, альбом «The X Factor» и тур в его поддержку символизировали уход прежнего вокалиста, а этот альбом и тур стали еще круче. Я стал петь намного увереннее и лучше, чем раньше. Мне теперь намного больше нравится как я пою, и работа вживую тоже идет лучше. У меня новые мониторы, и на сцене я могу передвигаться как захочу. Я кайфую от шоу. У нас все отлично, и принимают нас пока что везде на ура… Теперь с нами ездят несколько грузовиков, которых нам не хватало в прошлый раз. Мы играем на больших сценах и делаем действительно масштабные шоу. Мы взяли много песен с «Virtual XI», в туре «The X Factour» использовалось гораздо меньше песен с того альбома; и это очень даже хорошо, что на наших концертах мы поем все больше песен из новых альбомов, ведь иначе это превращается в кабаре».

Перед началом своего североамериканского турне, старт которого был запланирован на конец июня, Iron Maiden оказались одними из немногих известных метал-групп, которые в конце мая играли на Мальте, этом маленьком островном государстве. Опять же, по сравнению с предыдущими турами Maiden, финансы пели романсы. Блэйз вспоминает первый опыт, который им довелось пережить во время автобусного путешествия по Штатам.

«Оказалось, что в Америке можно путешествовать методом «кайфанул и поехал», вместо обычного автобуса. В первый день в Чикаго после концерта нас должен был забрать автобус. На машинах мы вернулись в гостиницу в сомнительном райончике и увидели на улице бомжа с недокуренной сигаретой. На дороге стоял автобус и выглядел прилично обшарпанным. Оказалось, что это не бомж, а водитель автобуса! У него одно легкое, а дымит, как паровоз… вообще он не бомж, просто устал. Ему пришлось ехать два дня, чтобы пригнать сюда автобус. В общем, мы сели в этот автобус, он был настолько грязный и пыльный, что на ветровом стекле кто-то уже накалякал пальцем какие-то надписи. Мы спросили: «Как же так, автобус что, не моется?» А водитель говорит: «Ветровое стекло нельзя мыть, это код ФБР, чтобы было видно, что в автобусе возили наркотики!» Короче, автобус был конфискован, но ФБР оставили за собой право сдавать его, чтобы возместить ущерб! Просто охренеть! Вот так Iron Maiden колесили по США, в автобусе для перевозки наркоты, с парнем с одним легким, который не спал два дня. Чтоб жизнь малиной не казалась, этот тип еще не додумался залить полный бак, поэтому мы заглохли на шоссе за 200 ярдов до заправки… бензин кончился. Пришлось пересесть на автобус персонала. Нарочно не придумаешь… это предопределило настрой нашего турне».

Релиз второго сингла был запланирован на 28 сентября. В этот раз песня была более «бодрой» – композиция «Futureal», открывающая альбом, наверное, оказалась более подходящим выбором для сингла, нежели предыдущая. Прилагавшееся «живое» видео раскрыло группу во всей красе в продуманном сценическом амплуа. Сингл был дополнен концертными версиями «The Evil That Men Do» («Зло, что творят люди») и «Man On The Edge», а также видеоклипом для сокращенной и более приятной версии «The Angel And The Gambler». В конце концов, по результатам голосования, проведенного среди фанатов во время создания альбома и видеоигры «Ed Hunter», «Futureal» стала одной из самых популярных песен Iron Maiden за все времена.

По мере продвижения тура Maiden продолжали получать свой стандартный набор пинков в унизительных статьях британской музыкальной прессы. Сентябрьское интервью в журнале Metal Hammer, которое было взято у Стива Харриса и Блэйза Бэйли во время тура по Германии, раскрывает всю суть конфронтации и оборонительной позиции Maiden перед лицом британской прессы.

Стив: «The X Factor» был резко раскритикован британской прессой, но, вместе с тем, во всем мире было продано более миллиона копий. Для меня его успех определяется тем, что по прошествии трех лет он мне продолжает нравиться. Но вся заморочка в том, что поклонники, в том числе ты, запросто могут поставить последнему альбому Iron Maiden «двойку». А вот если бы ты был ярым фанатом, ты бы, наверное, подумал: «Да, предыдущий альбом был лучше», но ты, как настоящий фанат, захотел бы полюбить и его, и, таким образом, попытался бы найти для себя что-нибудь хорошее».

Metal Hammer: «А если бы я сказал, как и множество фанатов, что вижу Iron Maiden только с Брюсом Дикинсоном, Стивом Харрисом, Дэйвом Мюрреем, Нико МакБрэйном и Эдрианом Смитом?»

Стив: «Ну, если быть таким твердолобым, тогда у тебя не останется никаких шансов, не так ли? Это же не новый состав. Все-таки мы играем уже 5 лет. Если ты приходил и смотрел на этот состав два или три раза, и он тебе все еще не нравится, тогда ладно, иди себе дальше. Если мы больше не нравимся тебе, иди и смотри на кого-то другого… Первый час программы, кроме пары песен, состоит из последних двух альбомов, поэтому если они тебе не по душе, то тебе нечего ловить, а кому-то наоборот. Я так считаю, что если будешь петь на концерте «лучшие» песни, и саму концертную программу будешь рекламировать как «Best Of» (хотя ничего «такого» в этом нет), по моим меркам, скоро станешь эстрадным исполнителем. Ты остался в прошлом, а я не собираюсь так жить. Для Iron Maiden было бы слишком просто устроить «лучшую из лучших» программу, но в этом нет никакого развития. Если ты больше не стремишься к развитию, а только идешь по проторенной дороге, бросай эту затею и отправляйся домой. Нельзя нравиться всем. С выходом нескольких альбомов после «The Number Of The Beast» кое-кто из поклонников и прессы утверждал, что нам не стоило избавляться от Пола Ди'Анно… по правде говоря, некоторые люди до сих пор так считают. Ну я вас умоляю!.. За 17 лет надо же нам было как-то, бл…, выпендриться. Ну не стать Iron Maiden снова такими же популярными, как Sabbath и Kiss. Ну нет у нас ни Оззи, ни выпендрежного грима. Нам всегда приходилось защищаться. Двенадцать лет назад нас разнесли критики за использование гитарных синтезаторов. Фактически после каждого нашего альбома всегда кто-то к чему-то придирался. Я не параноик, но раз уж на то пошло, меня так и подмывает доказать всем, что они не правы. Если меня что-то бесит, то я нахожусь на грани. И все же, я нахожу личное удовлетворение в том, что мы все так же каждый вечер играем, поклонники знают тексты новых песен и подпевают нам. Франция, Греция, Испания, Польша – они все в теме. Эта мысль дает мне уверенность в том, что мы на правильном пути».

Metal Hammer: «Многие резко раскритиковали Блэйза в роли фронтмена Iron Maiden. Хотя никто не отрицает, что бывший тамвортский «гроза района» отличается особой индивидуальностью, чтобы быть фронтменом, но его вокальные выступления получили изрядную порцию критики, особенно те, где использовался материал времен Дикинсона».

Блэйз: «Что я могу сказать, я не Брюс, а он, в свою очередь, больше не поет в Maiden. Полученный опыт изменил мою жизнь, да и к самому процессу написания песен я теперь подхожу по-иному. Каждый певец ищет способ самовыражения, у каждого он свой. Нужно сохранять свой характер в целостности. Мой любимый певец Бон Скотт, и я большой фанат AC/DC, но я все равно слушаю альбомы с Брайаном Джонсом, потому что слишком сильно люблю группу… и я полностью понимаю ту часть поклонников Maiden, которая хочет слышать, как Брюс поет «The Number Of The Beast», но что я могу сказать? Этого не будет. У вас есть воспоминания, и вы либо принимаете перемены и двигаетесь дальше, растете, как поступают в жизни многие-многие люди, либо вы можете, как другие люди, остаться на месте, в искусственном и очень комфортном мире, который не способен адаптироваться, расти и меняться по обстоятельствам.

Когда становишься новым вокалистом, то становишься как бы новой «визитной карточкой» группы. Люди были твердо уверены, что гранж уничтожил метал-группы, такие как Maiden, поэтому отношение к нам в этом турне было изначально предвзятым, но мы смогли убедить их в обратном. Мы поехали в годичный тур и продали миллион копий «The X Factor», что очень сильно сплотило нас перед лицом испытаний. В этой группе я ни к кому не подмазываюсь».

Как ни парадоксально, это интервью вышло в свет 1 ноября 1998 года, когда Блэйз должен был сыграть еще четыре шоу с Iron Maiden в Южной Америке, прежде чем завершится его работа солистом. В некоторой степени, тур подвел итоги. Американские шоу, назначенные на период с 16 июля по 3 августа, были отменены, и лишь два из них перенесены. Официальной причиной этому была тяжелая аллергическая реакция Блэйза на пыльцу, что, к сожалению, оказалось неразрешимой проблемой.


В Соединенных Штатах звезда Maiden начала заметно меркнуть, хотя они были не единственной метал-группой, которая пострадала. Начали доминировать гранж и более любимый радиостанциями альтернативный рок. Блэйз очень хорошо помнит этот период: «Я чувствовал, что после «The X Factor» мы потеряли много фанатов. Многим не нравился новый состав, альбом, или же они хотели дать шанс «The X Factor», но не вернулись. Но я ощущал, что те люди, которые пришли на «Virtual XI», точно знали, чего ожидать – как раз того, что получили, и они были настоящими фанатами. Посмотреть на нас во время тура «Virtual XI» приходили новые люди. Я подумал: да уж, дела немного подкачали… возможно, мы потеряли часть аудитории, но те, кто остались с нами, были действительно преданными, плюс еще мы привлекали других людей. Я думал, что с третьим альбомом сделаю гораздо больший вклад в общее дело. Хотел поговорить со Стивом и предложить больше репетировать, чтобы не было «галопом по Европам» и тому подобного. У меня были кое-какие отличные идеи, в которых я был абсолютно уверен. Я знал: третий альбом будет хитом; третий альбом должен был доказать, что такой существенный шаг, как приглашение отличающегося по стилю вокалиста, наконец, оправдает себя. Потому что по-другому и быть не могло. И посмотрите, что они, к черту, придумали! Я рассчитывал, что все будет именно так, как я задумал… но этого, конечно же, не произошло. Я не получил такой возможности».

Одной из действительно сильных групп, которая не распалась, а, наоборот, выросла за время того переходного музыкального периода, была Metallica. Хотя это им удалось по причине кардинального изменения звучания и имиджа – альбом «Load», плохо это или хорошо, уже не такой «металлический», и поэтому группа потеряла многих своих фанатов. А расстаться с прежним звучанием нужно было, чтобы группа оставалась «в тренде». Iron Maiden же просто не смогли пойти по пути «Металлики».

Тем не менее, неудовлетворенность внутри группы и ее руководства расставила все точки над «i» в начале 1999-го. Позже Нико МакБрэйн предложил взглянуть на происходящее со стороны, когда в 1999 году давал интервью Дэйву Лингу из Metal Hammer, который никогда не был поклонником Блэйза (впрочем, и Брюса Дикинсона он не особо жаловал): «Если бы мы не вернули Брюса, существовала вероятность, что мы разошлись бы, а мы не хотели этого… Мы знали, что нужны Брюсу, а он нам, так что, в конце концов, я поставил вопрос ребром перед Эрри. Он пытался быть убедительным, но в глубине души все понимал» (www.daveling.co.uk/docmaiden.htm).

Блэйз потом даже думал, что к Нико попали рабочие видеоматериалы, где Блэйз выглядел не в лучшем виде – наверное, они были отсняты после «бурных» выходных вокалиста. Вооружившись этим, барабанщик, возможно, чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы настаивать на уходе Блэйза, но это так и осталось предположением. Однако по мере того как тур достигал кульминации в Южной Америке, в коллективе, бесспорно, нарастала напряженность. Блэйз знал о странных недомолвках, но не был уверен в них.

«Что-то пошло не так, сам не знаю что. Конец тура был просто ужасным. Иногда все было слишком неправильно… странная энергетика. Ярким примером был случай в Рио, когда мы выступали на той же концертной площадке, что и во время «The X Factour», все места были распроданы, бразильцы приняли меня со всей душой, и, тем не менее, мы не вышли на бис. Я вернулся на сцену, поклонники аплодировали, ведь мы проделали хорошую работу, я думаю, что и сам выступил действительно хорошо, но все остальные ушли. Никто не вышел на бис. Я подумал, как странно… и вправду, что-то не так. Потом, во время тура по Южной Америке, я ощутил, что все на меня словно ополчились… все. По правде говоря, я чувствовал себя здесь хорошо, но этого было недостаточно. Карты брошены, я уже знал, что Род был недоволен происходящим, и этого нельзя было изменить хорошим выступлением. Надо было дожимать до конца.

Оглядываясь назад, я понимаю, что они просто решили дотянуть до завершения тура, ну и все… это последний его тур, а потом надо что-то менять. Так бы Род сказал.

Род – сложный человек, и я действительно им восхищаюсь, ведь он вытащил группу из Ист-Эндских пабов на самые большие сцены мира. Они со Стивом несли ответственность за эту карьерную тропу… это не случайность. Он продвинул группу в такие места, куда другой бы никогда не смог, он принимал самые сложные решения. В некоторых случаях он и мне помогал развиваться и становиться лучше, но я с самого начала не собирался быть лучше, чем есть. В нужной тональности песни никогда не игрались. Мне было легко петь то, что пел Пол Ди'Анно. Моей самоцелью стало, чтобы они звучали не так, как их пел Брюс. Я хотел, чтобы они звучали так, какими их задумал Пол, и чтобы они звучали по-моему. Изначально я пел не так, как пел Брюс. В песнях Пола было много простых текстовок и много агрессии, и я хотел вернуть в них это.

Последний концерт тура проходил в Аргентине, и на нем была все та же странная энергетика. Мы исполняли основную часть программы после Slayer, и я единственный в группе волновался по этому поводу. Они – одна из самых сильных групп в мире. Хоть мы и Iron Maiden, но я полагал, что мы будем бороться изо всех сил, чтобы завоевать внимание зрителей после Slayer. Думаю, я был прав. Это был большой концерт, но народу уже поменьше. Slayer показали свою лучшую игру, мать вашу… как обычно. В мощности, песнях и всем остальном Maiden может потягаться с кем угодно, но в тот день Slayer были на коне. Может быть, из-за того, что мы были слегка надломлены, не сошлись воедино, не знаю. А после концерта был потоп! Мы выступили и пошли в ночной клуб, а когда вышли, Буэнос-Айрес был уже на три фута затоплен. Да и сам ночной клуб был на фут в воде! Я увидел Дэйва Пэттендена и спросил: «Ты почему такой мокрый?», на что он ответил: «Там внизу дождь идет… в помещении». Мы чуть не пропустили наш рейс домой, ну и так далее.

Но я не думал, что конец так близок. Вообще, я не зависаю в Интернете, чатах и прочем. Но, оказывается, все форумы и им подобное были переполнены слухами о моем уходе. Мне позвонили из Sanctuary со словами «приезжай в Лондон в любое время, когда захочешь» и т.п. И я подумал: погодите, здесь что-то не так. У нас должна была быть встреча, чтобы обсудить планы на следующий год… когда будет релиз, репетиции и другие нюансы. Я думал, все так и будет, а получилось как-то странно. Я отправился в Лондон на поезде, а потом взял такси. Когда я въезжал на Бэйсуотер, напротив такси стоял «Роллс-Ройс» с номерами «666», отчего у меня опять возникло странное чувство. Без шуток. Когда я попал в аварию на мотоцикле, количество проезженных миль на разбитом спидометре было 666, это стопроцентная правда. Все время, что я был в Maiden, в гостиницах я всегда старался не попадать на шестой этаж или в любую комнату с номером, который мог сложиться в эти три цифры. Я знаю, это звучит глупо, но я реально начал верить в проклятие Эдди.

Как бы там ни было, я приехал туда, и мы собрались в конференц-зале. Все были здесь, повисла удручающая, гнетущая атмосфера, можно было ясно почувствовать, что происходит что-то не то. А потом это произошло – меня уволили. Я не мог в это поверить. Я услышал это от Рода, и никто не смотрел мне в глаза… это все… все кончено… я был вне игры. Конечно, я не показывал своих чувств – все, что я мог сделать, это мужественно смотреть правде в лицо. Ведь я был там… я был во время выхода «The X Factor»… в чертовой студии, где мы читали всякое в журналах Kerrang! и Metal Hammer, читали оскорбления Брюса, то, как он плохо говорил о поклонниках, группе, Стиве Харрисе, который, на мой взгляд, был и до сих пор остается чертовым героем – ведь это он сделал из никому не известной группы из гребаного Ист-Энда, которая репетировала в фургоне посреди поля, одну из самых известных групп мира. Он практически диктовал, ЧТО такое метал, ЧТО значит быть музыкантом высокого уровня. И видеть этого человека унылым, читающим личные оскорбления в прессе… я был абсолютно уверен, что это буду не я. У меня даже рот не открылся бы говорить всякую хрень об Iron Maiden. Я любил эту группу еще до того, как стал ее участником, и ничто на Земле не заставило бы меня клеветать на них. Я сказал им всем, что никогда не буду поливать их грязью, как это делал Брюс. Я взглянул на Рода и спросил, вернется ли Брюс. А он не мог поднять глаз. Он просто сказал: «Да».

Им всем было очень плохо. Турне мы завершили в декабре, на Рождество все разъехались, а когда встретились в январе, то первым делом решили, что я уйду, и взяли назад Брюса. Думаю, они позволили мне спокойно отпраздновать Рождество перед тем, как сообщить мне об уходе. Наверное, все это было частью плана воссоединения, и в этот план я не входил. По правде говоря, мне понадобились годы, чтобы пережить это. Правильно, я должен был уйти, найти группу, сделать то, сделать се… но как же это было адски тяжело».

Блэйз пришел в офис Sanctuary, как обычно, дружески поприветствовал Дэйва Пэттендена и других менеджеров из команды Рода Смоллвуда, а затем вышел за дверь. Он вошел в помещение как один из семьи Maiden, а покинул его уже как экс-вокалист. «Я сказал им, что с Maiden мир становится лучше. Я хотел, чтобы группа продолжала существовать, и, хоть мне и тяжело, но если вы считаете, что так будет лучше, то сделайте это. Возьмите Брюса обратно».

Многие журналисты еще долго продолжали задавать Харрису вопросы, в основном по поводу разрыва, но басист упорно продолжал молчать и защищал роль Блэйза, а также то, что он сделал для Maiden. В прессе Стив всегда положительно отзывался о выступлениях Блэйза с Maiden, в том числе и в интервью в 2008-м для этой книги.

«Любого, кто занял бы место Брюса, люди бы с дерьмом съели, Блэйз тут ни при чем. Люди не любят перемен, но, к сожалению, тогда это было неизбежно. Ты либо сдаешься, и будь что будет, либо принимаешь все как есть, и миришься с этим, что мы и сделали. Мы нашли замену, а он был достойной заменой. И все же, многим просто неймется. Но, как бы то ни было, я думаю, что мы записали действительно сильные альбомы, и шоу мы устраивали грандиозные.

Вообще, я думаю, что «The X Factor» – это один из наших лучших альбомов. Я смотрю на них всех со стороны, и, знаете, это все спорно, у каждого свое мнение, но я считаю так. Этот один из лучших. Думаю, он еще пройдет проверку временем. Когда я прослушиваю альбомы, что бывает нечасто, то все равно считаю, что этот даст остальным прикурить, да. В нем есть много прекрасных песен, и когда мы его записывали, там, определенно, вспыхнула магическая искра. Скорее всего, оказала свое влияние свежая кровь – Блэйз пришел с таким энтузиазмом, а это, несомненно, сглаживает углы. Да, альбом немного мрачный, но все же очень сильный. Поэтому, когда люди спрашивают меня, какие мои любимые альбомы Maiden, этот однозначно попадает в список. Несмотря на мнения некоторых людей, на наших совместных альбомах Блэйз был великолепен. У него очень сильный голос.

Вопреки роившимся вокруг сплетням, эти альбомы прошли «на ура». У нас было два мировых турне перед широкой публикой. Билеты почти на все наши концерты были всегда распроданы, мы собирали большие залы, и все такое. Вот, к примеру, у нас был концерт под открытым небом в Бразилии с аудиторией в 55 000 человек, так что мы еще были ого-го. А люди должны понимать, что те времена были более тяжелыми для любой метал-группы, чем когда-либо, а мы все еще на плаву и, вне всяких сомнений, даже не захлебываемся. Это было для нас большим испытанием, но, по правде говоря, я получил удовольствие от него. Мне нравится, когда ты противостоишь чему-то и должен что-то доказать. Забавным было то, что реакция на шоу была фантастической, просто невероятной, ведь наши настоящие фанаты пришли поддержать нас и показать, что они за нас. Невообразимое чувство. Это придает силу любому концерту.

Было действительно очень тяжело расстаться с Блэйзом. Сердце кровью обливалось. Он очень нравился мне, мы хорошо поладили, поэтому лично мне было очень тяжело, сложное решение. Говоря это, я все равно считаю решение правильным. На тот момент, честно говоря, я не был уверен на 100%, что оно было правильным, но интуиции надо доверять, так что, в конечно счете, в глубине души я почувствовал, что так оно и есть. Но это не из-за Блэйза – мы изначально не хотели, чтобы уходил Брюс. Мы его не выгоняли и поэтому просто посчитали нужным дать ему шанс вернуться. Это еще одна из неприятных, щемящих и сложных вещей, ведь тут приходится иметь дело с человеческими эмоциями, а не просто с «членом группы». Но если смотреть со стороны всей группы, думаю, мы сделали верно. Блэйз и сам вам скажет, что подражать Брюсу тяжело, мол, подражать Полу – без проблем, и я уверен, что так оно и было. Но, как бы то ни было, группа уже давно ассоциировалась с Брюсом. Энергетика Брюса была энергетикой группы, и все, что было связано с Maiden, было связано с Брюсом. А люди, как я уже говорил, перемен не любят. Это как данность. Но я горжусь тем, что Блэйз делал с нами, я действительно счастлив, что он был в группе. Наверное, мы должны ему, он прошел с нами через очень тяжелый период. Он действительно помог».

 

Virtual XI Tour 1998

 

22 апреля, Норидж, Великобритания (пробный концерт «для своих»)

26 апреля, Лилль, Франция

27 апреля, Нанси, Франция

29 апреля, Генуя, Италия

30 апреля, Флоренция, Италия

2 мая, Пезаро, Италия

3 мая, Рим, Италия

5 мая, Милан, Италия

6 мая, Триест, Италия

8 мая, Штутгарт, Германия

9 мая, Ганновер, Германия

10 мая, Дюссельдорф, Германия

12 мая, Париж, Франция

13 мая, Лёвен, Бельгия

14 мая, Роттердам, Нидерланды

16 мая, Лондон, Великобритания

18 мая, Барселона, Испания

19 мая, Мадрид, Испания

20 мая, Кашкайш, Португалия

22 мая, Оренсе, Испания

23 мая, Лагуна-де-Дуэро, Испания

24 мая, Сан-Себастьян, Испания

26 мая, Валенсия, Испания

28 мая, Монпелье, Франция

30 мая, Та-Кали, Мальта

26 июня, Чикаго, Иллинойс, США

27 июня, Колумбус, Огайо, США

28 июня, Гамильтон, Онтарио, Канада

30 июня, Каламазу, Мичиган, США

1 июля, Кларкстон, Мичиган, США

2 июля, Кливленд, Огайо, США

4 июля, Монреаль, Квебек, Канада

5 июля, Квебек-Сити, Квебек, Канада

7 июля, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

10 июля, Сан-Антонио, Техас, США

11 июля, Сан-Бенито, Техас, США

12 июля, Даллас, Техас, США

14 июля, Феникс, Аризона, США

15 июля, Лас-Вегас, Невада, США

16 июля, Лос-Анджелес, Калифорния, США, перенесен

18 июля, Сан-Диего, Калифорния, США, перенесен

19 июля, Сан-Франциско, Калифорния, США, отменен

22 июля, Денвер, Колорадо, США, отменен

24 июля, Миннеаполис, Миннесота, США, отменен

25 июля, Милуоки, Висконсин, США, отменен

26 июля, Цинциннати, Огайо, США, отменен

28 июля, Вашингтон, США, отменен

29 июля, Балтимор, Мэриленд, США, отменен

31 июля, Филадельфия, Пенсильвания, США, отменен

1 августа, Хартфорд, Коннектикут, США, отменен

2 августа, Си-Брайт, Нью-Джерси, США, отменен

3 августа, Атланта, Джорджия, США, отменен

2 августа, Лос-Анджелес, Калифорния, США

4 августа, Сан-Диего, Калифорния, США

7 августа, Монтеррей, Мексика

9 августа, Мехико, Мексика

4 сентября, Афины, Греция

5 сентября, Салоники, Греция

7 сентября, Стамбул, Турция

8 сентября, Стамбул, Турция

11 сентября, Будапешт, Венгрия

12 сентября, Катовице, Польша

13 сентября, Прага, Чехия

15 сентября, Мюнхен, Германия

16 сентября, Фюрт, Германия

18 сентября, Эрфурт, Германия

19 сентября, Гамбург, Германия

20 сентября, Копенгаген, Дания

23 сентября, Хельсинки, Финляндия

25 сентября, Стокгольм, Швеция

27 сентября, Эссен, Германия

28 сентября, Берлин, Германия

29 сентября, Лейпциг, Германия

1 октября, Франкфурт-Оффенбах, Германия

2 октября, Винтертур, Швейцария

3 октября, Мюлуз, Франция

5 октября, Безансон, Франция

6 октября, Лион, Франция

8 октября, Сарагоса, Испания

9 октября, Альбасете, Испания

10 октября, Дос-Эрманс, Испания

13 октября, Ницца, Франция

14 октября, По, Франция

15 октября, Клермон-Ферран, Франция

17 октября, Манчестер, Великобритания

18 октября, Ньюкасл, Великобритания

19 октября, Глазго, Великобритания

21 октября, Ноттингем, Великобритания

22 октября, Вулвергемптон, Великобритания

23 октября, Ньюпорт, Великобритания

25 октября, Шеффилд, Великобритания

26 октября, Портсмут, Великобритания

18 ноября, Токио, Япония

20 ноября, Нагоя, Япония

21 ноября, Осака, Япония

22 ноября, Токио, Япония

2 декабря, Рио-де-Жанейро, Бразилия

4 декабря, Кампинас, Бразилия

5 декабря, Сан-Паулу, Бразилия

6 декабря, Куритиба, Бразилия

10 декабря, Сантьяго, Чили

12 декабря, Буэнос-Айрес, фестиваль Monsters Of Rock, Аргентина



 
« Глава 2: Man On The Edge Глава 4: Identity »