18. ПРЕКРАСНЫЙ НОВЫЙ МИР |
30.03.2009 | |
Турне “Ed Hunter” стартовало 13 июля 1999 г. Первыми гаванями, в которых Maiden довелось бросить якорь, стали Molson Center Amphitheater в Монреале и днем позже L'Agora в Квебеке, после которых обновленная группа нагрянула в нью-йоркский Hammerstein Ballroom, где прошли два концерта, вокруг которых образовалось много шумихи. Журналисты и фанаты слетелись со всего мира, чтобы лично засвидетельствовать сие историческое шоу. «В Нью-Йорке я обосрался по полной», – признался Брюс несколькими днями позже, «и в Монреале, на первом выступлении было то же самое. В музыкальном плане, конечно, все было просто превосходно. Было здорово, так как когда мы ушли со сцены, у каждого было ощущение, что все прошло так, как и ожидалось. Или даже лучше. Фактически, проблемы у нас были только с прожекторами, которые следуют за каждым музыкантом, ошибками звукоинженеров, или то, насколько изменился звук по сравнению с саундчеком. Публике тогда понравилось — они были просто в экстазе. Однако в Нью-Йорке мы прошли настоящую проверку». Я встретился с группой на девятый день турне в Милуоки, и, начиная с этого момента, она уже вошла в свою колею. Концерт в Pine Knob Music Theater в Детройте пролил свет на некоторые вопросы. Несколькими месяцами ранее фанаты сами выбрали сет-лист для турне посредством Интернета, и результат превзошел ожидания. Но при всем при том, что поражал сам факт присутствия на одной сцене Дейва, Эдриана и Яника, также как и выбор материала для представления публике, настоящим потрясением стало проявление чувства локтя внутри группы. На время североамериканской части турне Брюс подработал пилотом, транспортируя из города в город Стива Харриса, Нико МакБрейна, Рода Смолвуда и одного из тур-менеджеров на легком двухмоторном самолете, в то время как трое гитаристов предпочли либо местные авиалинии, либо автобус. Стив может спокойно сидеть где-нибудь в хвосте самолета, что-нибудь читая и бесконечно шутя. Нико же напротив, будучи также опытным пилотом, предпочитает либо помочь Брюсу в кабине, либо присоединиться к кампании пассажиров. Одним из наиболее запомнившихся моментов на пути в Детройт было предложение Брюса купить для Нико игрушечного медвежонка, а также необычайно теплое отношение Стива к своему вернувшемуся вокалисту. Перелет из Милуоки в Детройт был коротким, но на небе сгустились грозовые тучи, и все, кто находился на борту, вздохнули с облегчением, как только Дикинсон посадил самолет на грунтовый аэродром во время первых раскатов грома. И как только мы пересели в микроавтобус, появились первые капли дождя. Как заметил Стив, удобно расположившись на сиденье, «это был единственно возможный способ переезда». В Pine Knob фаны получили все, чего хотели, и даже больше. Хоть Maiden и написали к тому моменту кое-какой новый материал, всем было понятно, что лучший способ стряхнуть паутину — это предстать перед публикой со старыми проверенными боевиками. 'Aces High' (включая вступление с речью Уинстона Черчилля) и 'Wrathchild' стали первоклассными «открывалками», после них сразу же громыхнули 'The Trooper' и 'Two Minutes To Midnight'. Бешеная атака трех гитар прошла на ура. Эдриан добавил еще больше утонченности и мелодики в такие вещи, как 'Two Minutes To Midnight', 'The Evil That Men Do' и 'Wasted Years'. Брюс, в свою очередь, по-своему интерпретировал такие песни эры Блейза, как 'Futureal', 'Man On The Edge' и особенно 'The Clansman', которой он добавил харизмы, коей, по мнению некоторых критиков, так не хватало его предшественнику. Завершала сет классика: 'Killers', эпик 'Powerslave', затем 'Phantom Of The Opera' с первого альбома, переходя в 'Fear Of The Dark' и, напоследок, неувядаемый венец каждого сета 'Iron Maiden'. Естественно, толпа не даст группе уйти без выхода на бис с тремя композициями: 'Number Of The Beast', 'Hallowed Be Thy Name' и 'Run To The Hills'. И не успело еще зажечься освещение в зале, как потные, но с улыбками на лицах музыканты сели в микроавтобус и рванули в аэропорт. После возвращения в Милуоки, в гостинице Стив по-прежнему хранил молчание о причинах ухода Блейза. Из-за того, что почти все, что басист хотел сказать в каждый определенный момент времени, отражалось на страницах данного фундаментального издания, говорить обо всем напрямую зачастую становится весьма непросто. Харрис четко для себя уяснил, что понимание текущего положения дел в Maiden зависит от того, каким образом распался предыдущий состав, и, тем не менее, продолжает молчать. «Если Блейз счел нужным не говорить об этом, значит, и я не буду», – настаивает каждый раз, когда его об этом спрашивают. «Так мы договорились». Несмотря на то, что басист явно был доволен нынешним положением дел, к его чести стоит отметить, что он по-прежнему сохранял лояльность к Бэйли. «Не вижу особой разницы между этим американским турне и прошлогодним с Блейзом», – уверяет он. «Ну, собрали мы на этот раз чуть больше народу, но реакция на нас публики примерно та же. Прошлым летом мы выступали перед публикой в 8500 человек, сегодня здесь собралось 10000. Да, есть разница, но небольшая». На этой ранней стадии тура Харрис, казалось, также как и поклонники, пребывал в состоянии легкого шока после возвращения Эдриана и Брюса. «Мне кажется, Брюс изменился», – сказал он. «Перед возвращением в группу его личная жизнь явно упорядочилась. С самого начала мы стали жить в одной фазе. Его поведение было в точности таким, каким я хотел его видеть. Единственный вопрос, который меня волновал, так это не ведет ли он так себя только потому, что мы так хотим. Но, учитывая весь его энтузиазм, с которым он каждый день произносит свои речи со сцены, он выглядел бы полным дураком, если бы оказалось, что все это туфта». Не смотря на то, что именно Род Смолвуд считается главной движущей силой, повлиявшей на возвращение Брюса и Эдриана, казалось, некоторые другие члены группы самостоятельно пришли к аналогичному мнению. В Детройте Нико рассказал, что если бы Дикинсон не вернулся, группа, возможно, приказала бы долго жить по окончании раскрутки “Virtual XI”. «Если бы мы не вернули Брюса, была вероятность, что все закончится, а мне этого не хотелось», – говорит он. «Мы знали, что Брюс нуждается в нас, а мы нуждаемся в Брюсе, так что, в конце концов, я решил обсудить это с ‘Арри. Его пришлось слегка поуговаривать, но в глубине души он и сам все прекрасно понимал. Если сначала все было похоже на брак, который вот-вот рухнет: вы перестаете общаться, и все идет коту под хвост. Теперь же Брюс с Эдрианом вернулись, и в случае кризиса, мы можем спокойно сесть и все обсудить». Харриса возмутил комментарий барабанщика. «Ник и вправду такое сказал?» – нахмурился он. «Нееее, даже если бы Блейз остался в группе, мы все равно гастролировали бы этим летом, записывали бы альбом за границей, даже искали бы нового продюсера, поскольку Найджел Грин теперь не может нам помочь». В конце концов, Стив подвел итоги прошедшей первой части тура. «Знаете, я не тот человек, который кричит обо всем на каждом углу», – задумчиво произнес он. «Я предпочитаю подождать и посмотреть, чем все кончится. Мы не сыграли еще достаточное количество концертов, и не записали альбом, но этот состав потенциально может стать лучшим составом Maiden на все времена». Дикинсон разделяет это мнение. Когда я рассказал ему о своем неподдельном изумлении, при виде нынешнего состава, играющего вместе, да еще после такой волны негатива, обрушившейся на группу за последние годы, он довольно усмехнулся. «Это классно, я считаю. Потому что это добавляет драматизма. Но я вот что вам скажу: мы все повзрослели, и сейчас мы сообща работаем больше, чем когда-либо за всю историю группы, разве что, за исключением альбома “Number Of The Beast”. Теперь мы все разговариваем друг с другом. Это не то, что раньше: ‘Эй, привет. Ты что, бухал всю ночь?’ Мы по-настоящему общаемся на важные темы. Это очень впечатляет». Брюс также пролил немного света на то, каким образом группа собирается записывать новый альбом. «Мы постоянно что-то добавляем. Каждый высказывает свои пожелания или предлагает изменения», – признается он. «Да, иногда дискуссия становится весьма оживленной, но конструктивный диалог — это хорошо, потому что все чувствуют уважение друг к другу. Этот положительный резонанс заполняет все пространство вокруг. Его буквально можно пощупать руками». Когда я спросил его, много ли потребовалось усилий, чтобы достичь такого уровня в отношениях, он только пожал плечами: «Нет. Честно, нет». А есть ли что-нибудь, о чем вы еще не сказали? «Опять же, нет. Все проблемы разрешаются сами собой. Это все детали, которые легко сглаживаются. Многое изменилось. Мы любим посмеяться. Где бы мы ни выступали, я требую от толпы: ‘Кричи мне, Лонг Бич!’ [фраза, впервые запечатленная на двойном концертнике “Live After Death”], людям это нравится, потому что это часть их детства». Однако Дикинсон становится взбудораженным при одном только упоминании о ностальгии. «Это чертовки ужасно», – прошипел он. «Я просто бешусь, когда люди без умолку талдычат о прошлом. Не для того я вернулся в группу. Все, что я хотел, это записать отличную пластинку. Это турне задумывалось только для того, чтобы врезать со всей мочи всем по яйцам. Для того чтобы Limp Bizkit и все остальные группы выражали свое уважение не к тому, чем были Iron Maiden когда-то раньше, а к тому, чем мы являемся сейчас, и чем мы еще станем». Турне прокатилось по Северной Америке, остановившись 8 августа в Bronco Bowl в Далласе. Затем, после месячной передышки, оно возобновило ход в зале в парижском Omnisport de Bercy, и двинулось далее по Голландии, Германии, Финляндии, Швеции, Италии, Испании и Греции, завершившись 1 октября 1999 года на футбольном стадионе Peristeri в Афинах. Британские фанаты были справедливо недовольны тем, что маршрут музыкантов обошел их стороной, несмотря на лучик надежды в виде возможности возрождения фестиваля в Касл-Донингтоне в будущем году. Столь желанное мероприятие последний раз увидело свет в 1996 году, ведомое тогда группой Kiss. И если кто-то и был способен на возрождение чудовища, так только Maiden. «Я бы хотел выступить в Донингтоне еще раз, поскольку это традиция, которая не должна умирать», – поделился со мной Стив, «но об этом еще нужно потолковать». «На каждого желающего увидеть воссоединение Iron Maiden найдется по кабинетному критику», – поясняет Дикинсон. «Великобритания — очень недружелюбное место для «металла», и в этом отношении она ушла далеко вперед от всего остального мира. Но кто знает? Возможно, следующим летом мы что-то и организуем для английских поклонников. И это уже будет не Рединг!» Парижский концерт от 9 сентября был среди наиболее доступных для британских фанов, и автобусы один за другим прибывали во французскую столицу, дабы доставить орды фанатов на шоу в Omnisport de Bercy, где хэдлайнеров разогревали Megadeth. Семнадцатитысячная площадка распродалась за шесть недель. Когда Maiden вышли тем вечером на сцену, реакция была такой громогласной, что казалось, что прогремела разорвавшаяся бомба. После того, как секстет триумфально пронесся сквозь 17-песенный сет, который был полностью идентичен исполненному в Pine Knob, даже такие зрители со стажем как я, были вынуждены признать, что группа сыграла не хуже, а возможно даже и лучше, чем за всю свою историю. По завершении концерта сотни пьяных англичан шатались туда-сюда по Елисейским Полям, размахивая британскими флагами, с криками: «Maiden! Maiden! Maiden!» О чем думали местные, глядя на все это, знают только они сами. После такого триумфа было решено записывать альбом в том же городе. В ноябре секстет расположился в студии Guillaume Tell, не имея даже четкого представления о том, сколько времени уйдет на запись с таким трепетом ожидаемого диска. Личность продюсера они скрывали на протяжении нескольких месяцев, но однажды стало известно, что это ни кто иной, как Кевин Ширли (Kevin Shirley), по прозвищу «Пещерный Человек». Выбор пал на него благодаря его послужному списку: ранее Ширли работал с The Black Crowes, Aerosmith, Dream Theater, Silverchair и др. С их помощью он закрепил за собой звание самого популярного нового имени в данной индустрии. Сессия, которая получила название “Brave New World” (Прекрасный Новый Мир), со всех точек зрения была невероятно приятной. Ширли был строг, но справедлив, прислушиваясь при этом к каждому совету. Вечерний же отдых сопровождался распитием неимоверного количества французского пива. Одной из сильных сторон альбома было разнообразие его материала. Несмотря на то, что Стив написал две отличные вещи — 'Dream Of Mirrors' и 'The Nomad' в соавторстве с Яником и Дейвом соответственно, а также сам лично сочинил 'Blood Brothers', имена авторов после заголовков треков говорят о существенном вкладе Брюса (четыре песни), Яника (также четыре), Дейва (три трека) и Эдриана (два). «Все были совершенно спокойны относительно того, поместят их песни на альбом, или нет», – позже рассказал Дикинсон. «Все прекрасно осознавали, что все должно происходить на взаимных условиях. Мы спланировали большую часть года, поэтому к моменту появления в студии мы должны были подойти на пике, как говорят спортсмены. И, конечно же, большую часть альбома мы записали живьем». Хотя, построенный на основе первоклассного риффа, открывающий трек 'The Wicker Man' («Плетеный Человек») и не был напрямую навеян одноименным фильмом, свое название он получил именно от него. 'Ghost Of The Navigator' стала первой песней на альбоме, отражающей все растущую прогрессивную направленность. А заглавная вещь — 'Brave New World' — открывается обманчиво спокойно, перерастая затем в громогласный припев. Можно провести некоторые параллели между следующим треком 'Blood Brothers' и 'The Clansman' с предыдущего альбома, поскольку оба они гордо повествуют о жителях Северной Шотландии. Аналогичный мягкий гитарный мотив доказал, что Maiden по-прежнему умеют работать со светом и тенью. Тем самым семиминутный эпик обнародовал нескрываемое обожание Стивом и Брюсом группы Jethro Tull. Отчасти в шутку, Брюс признался, что он пел слова этой песни, отдавая дань уважения вокалисту Tull Яну Андерсону. На целых три минуты короче предыдущей песни, 'The Mercenary' вновь рассказывает нам о тех, кто убивает за деньги. Позже эта вещь была описана Брюсом как «довольно немудреный, мелодичный боевик, похожий на 'Die With Your Boots On'». 'Dream Of Mirrors' длиной 9 минут 21 секунды — это, без сомнения, самое амбициозное произведение на альбоме. Колышась словно море, оно окунает слушателя в целую гамму эмоций по мере того, как повествует о человеке, который жутко боится уснуть. Припев Харриса «Я вижу лишь черно-белые сны/Я сплю, потому что я жив/Я вижу лишь черно-белые сны/Чтобы спастись от себя самого» заставил Брюса довольно воскликнуть: «Да он просто извращенец какой-то!» Эдриан сочинил музыку, а Стив написал стихи и основную мелодию для трека под названием 'The Fallen Angel', обернутого в грандиозный рифф и замысловатые соло-партии. Далее Maiden на этом не останавливаются. 'Nomad', хвалебная песнь бедуинам — воинственным кочевым племенам пустыни. Растянувшись опять же на 9 минут, эта вещь позволила всем трем гитаристам развернуться по полной и продемонстрировать все, на что они способны. «Кучка пришельцев уничтожила свою собственную планету и теперь они летят к нам, чтобы и нас уничтожить» — такую концепцию обрисовал Брюс, когда рассказывал о 'Out Of The Silent Planet', неплохой роковой вещице в среднем темпе. В которой также дается в очередной раз возможность гитаристам проявить себя во всей красе, варьируя ритмическим фундаментом и острыми как бритва соло-партиями. Закрывает альбом 'Thin Line Between Love & Hate' — ритмичный и слегка самокритический гимн, слушая который вспоминаются старые герои Стива: Фил Могг (Phil Mogg) и UFO. И песня, и альбом заканчиваются своеобразной перекличкой парящего голоса Дикинсона с утонченной гитарной мелодией, и тут же обрывается чем-то похожим на импровизированный джем-сешн. Рецензии на альбом были сплошь восторженными. Стало ясно, что пластинка превзошла как самые смелые ожидания самих музыкантов, так и ожидания поклонников. Что касается живых выступлений, группе также пришлось высоко держать марку, организовав самое грандиозное до сей поры шоу. Нет, не в Донингтоне на этот раз. Вместо него группа объявила о том, что английская часть турне под названием “Metal 2000” с размахом начнется 16 июля на похожей на гигантскую пещеру арене Earls Court, сцене прошлых триумфов Led Zeppelin, Pink Floyd и Genesis. Все 20000 билетов были распроданы за три дня, когда Maiden еще не успели объявить тех, кто будет «на разогреве» — Slayer и Entombed. «Нам предлагали выступить в Донингтоне. Это должна была быть суббота [на следующий день] после выступления в Earls Court, да еще в тот день Англия должна была играть с Германией на Евро-2000», – вспоминает Брюс. «Вот, что заставило нас отказаться. Было бы безумием играть в такой день при стопроцентном аншлаге». Выступление на “Metal 2000” рассматривалось как самое удачное со времени изменения состава. Имея в распоряжении свежеиспеченный альбом, группа отложила в сторону многие старые песни. И все треки с альбома “Brave New World” за исключением трех — 'Nomad', 'Out Of The Silent Planet' и 'Thin Line Between Love & Hate' — были включены в сет. Чтобы сделать сет еще более интересным, в него был добавлен 'The Sign Of The Cross', трек с «блейзовского» альбома “The X Factor”, во время исполнения которого Брюс со зловещей улыбкой на лице спускался из-под крыши, размахивая крыльями, словно ангел. Представление было грандиозным, в самом его конце Брюс всякий раз изумлял публику, изображая сожжение девственниц в клетке. Такие новые вещи, как 'Dream Of Mirrors', 'Ghost Of The Navigator' и 'Blood Brothers', прозвучали просто восхитительно. И, несмотря на то, что некоторые все же ворчали из-за отсутствия «нетленок» вроде 'Run To The Hills', 'Aces High' и даже 'Running Free', группа оставалась непреклонной перед натиском критики. «Как мне кажется, если кому-то хочется послушать 'Run To The Hills', есть полно трибьют-команд», – поясняет Брюс. «Переизбыток ностальгии может испортить то, что мы делаем». После концерта в Earls Court Maiden вновь обратили свое внимание на Северную Америку. Подписав новый контракт с Sony Records на запись “Brave New World”, они не без удовольствия узнали, что 14000 билетов на показательное шоу тура в нью-йоркском Madison Square Garden распродались за 2 часа, еще до объявления «разогрева» — Queensryche и Роба Халфорда. «Когда Род позвонил нам и спросил, сколько, по-нашему, мы продали билетов за первый час, мы прикинули, что, возможно, около 4000», – гордо рассказывал Нико в день концерта. «Мы не поверили, когда он сказал [изображая грубый йоркширский акцент]: ‘Не-е-е-е-е-е-ет. Шесть с половиной тысяч!’ Тогда мы стали заключать пари, сколько мы продадим за первый день. Но он перезвонил снова и сказал, что все ставки сгорели, поскольку все билеты распродались за два часа. Мы еще подумали поначалу, что он нас надул». Ажиотаж вокруг группы теперь совершенно отличался от того, который был во время последнего выступления в Большом Яблоке с Блейзом Бэйли, а именно в Roseland Ballroom. «Безусловно», – соглашается Нико. «У нас было два бесподобных тура с Блейзом, но последний был вообще сложным. Несмотря на это, мы по-прежнему выступали на должном уровне. Да, у нас были удачные гастроли в прошлом, но эти перекрывают их все вместе взятые. Общий настрой и внутренняя атмосфера весьма положительные после всего того, что случилось шесть или семь лет назад. Люди взрослеют. Люди меняются. Конечно, мы несколько переживали по поводу причин возвращения Брюса в строй, но он оказался действительно очень воодушевлен тем, что находится снова группе. Ему просто было это необходимо». Группа была настолько уверена в нежелании «поностальгировать», что оставила неизменным сет, сыгранный в Британии. «Я по-прежнему настаиваю на включении новых песен в сет», – подчеркнул Стив еще раз. «Брюс с Эдрианом занимались сольными карьерами последних несколько лет, но всем остальным тоже хочется чего-то нового, перестать жить прошлым». «Для нас очень важно не стать пародией самих на себя», – добавляет Яник. «Я видел, как подобное происходило со многими группами. Я люблю играть старые вещи, но если слишком привяжешься к старью, то ты сам скоро в него превратишься. Мы не собираемся становиться похожими на сраное кабаре». После спектакля в Madison Square Garden Стив был еще более оптимистичен насчет будущего долголетия Maiden. «Я очень доволен», – заявил он. «Если меня и были какие-то сомнения, то частично из-за того, что мы по-прежнему играли чертовы «лучшие хиты» [т.е. турне “Ed Hunter”], что смахивало немного на какой-то водевиль. Скажу честно, тогда мне было непросто. Но на сегодняшний день все довольны и все ладят между собой. Так что я надеюсь, что так будет продолжаться и дальше». Брюс же, напротив — стал на защиту тура “Ed Hunter”. «Мне очень и очень пришлись по душе те гастроли, потому что это было собрание всего лучшего, что только может быть», – поясняет он. «Мы играли самый обезбашенный сет, сет был просто убийца! И все это игралось перед огромной толпой, которая только и хотела это услышать. И нервничать особо не приходилось, поскольку мы играли все тысячу раз прежде. Внутри группы не было никаких обид и разногласий, поскольку не приходилось принимать никаких решений. Более того, доверительные отношения стали основой для альбома». Из-за того, что далеко не все желающие смогли попасть в Earls Court, и даже в Европу во время турне “Ed Hunter”, в ноябре группа вернулась в Британию чтобы дать три дополнительных концерта в Глазго, Манчестере и Бирмингеме. Роб Халфорд опять-таки был на разогреве. Для Яника Герса то были одни из самых приятных концертов за весь тур “Brave New World”. «Выступления на таких площадках как Madison Square Garden обычно даются нелегко», – говорит он. «Но я родом с севера Англии и до сих пор прекрасно помню времена, когда к нам приезжали известные зарубежные группы, при этом они обязательно заезжали в Лондон. Если тебе повезет, концерт мог состояться в City Hall в Ньюкасле. Но когда ты возвращался домой, тебя не покидало чувство, что приезжали они не ради тебя. Я никогда об этом не забываю. Куда бы ты не приехал, ты должен сделать этот концерт чем-то особенным для тех, кто купил билеты за свои деньги. Каждое шоу так же важно, как и Earls Court. В принципе, для меня даже такие концерты как в Earls Court менее важны, нежели для всех остальных в группе». В ноябре, после месяцев догадок и предположений, Maiden, наконец, были утверждены в качестве хэдлайнеров фестиваля Rock In Rio III, проходившего 19 января. Это был главный шанс всей жизни — выступить в созвездии мировых звезд, включая Бритни Спирс (Britney Spears) и вернувшимися Guns N' Roses. За неделю данное мероприятие успело посмотреть полтора миллиона человек, плюс счастливые обладатели спутниковых тарелок, количество которых явно превысило миллиард. Но прежде, чем в январе 2001 отправиться в Южную Америку, Maiden не упустили возможность дважды выступить на сравнительно небольшой лондонской площадке Shepherd's Bush Empire. «Выступление в маленьком зале, где толпа находится прямо перед тобой, должно разогреть нас накануне поездки в Южную Америку и Rock In Rio», – объясняет Брюс. «Кое-кто из нас был свидетелем выступления The Who в Empire чуть ранее в этом году, и нам показалось, что атмосфера будет просто фантастической». В рождественский период 2000 года, перед финальной частью тура, и учитывая ее протяженность (большая часть следующего года), было вполне логичным всем отдохнуть и осмотреться. «По сути, мы не прекращали работу с того самого момента, как я вернулся в группу, на данный момент с тех пор прошло два с половиной года», – размышляет вслух Эдриан. «Гастроли идут вплотную друг к другу, и между ними еще «втиснулся» альбом. Хотя при этом и было весело, но я думаю, что сейчас каждому хочется сделать небольшой перерыв. Мы планируем вернуться в студию для записи нового альбома к концу 2001 либо к началу 2002 года. Не знаю, чем конкретно я буду заниматься во время отпуска, но определенно что-нибудь придумаю». «После некоторого перерыва по-прежнему каждый раз страшно выходить на сцену перед толпой в 10 или 20 тысяч», – продолжает Эдриан. «Но как раз перед нашим с Брюсом возвращением парни очень много гастролировали, так что я вполне понимаю их желание отдохнуть». Для Яника, который играл на альбоме и в турне “Brave New World” куда более значимую роль, этот опыт был особенно интересным. «Я рад, что мне удалось так много насочинять в этот раз, и альбом получился по истине результатом совместных усилий», – рассказывает он. «Приход нового продюсера стал глотком свежего воздуха. Но для меня все же более важным был общий настрой коллектива. Когда я впервые услышал о возвращении Эдриана с Брюсом, первое, о чем я подумал (и я уверен, Эдриан думал точно так же), было то, как сработаются три гитариста и шесть музыкантов в одной группе? К счастью, получилось, что лучшего расклада и быть не может. Мы путешествуем и отрываемся вместе, и стили игры трех гитаристов перемешались точно так же, как и наши характеры». Если верить Янику, никакая иерархия в группе не выстраивалась. Теперь не требуется от какого-нибудь гитариста, чтобы он играл более мелодичное соло, или наоборот — более тяжелое. Все записывается спонтанно. «Все постоянно друг другу кивают, сигнализируя о том, чтобы подхватывали и продолжали соло», – смеется он. «Эдриан очень ритмичен, Дейви склонен к мягкому, блюзовому звучанию, я же вроде как больше импровизирую. Но мы все можем играть разные типы соло, если понадобится. В Maiden по этому вопросу нет никаких строгих правил. Все так, как было во всех моих предыдущих группах — я понятия не имею, что буду делать до тех пор, пока я не начну это делать!» Род добавляет: «Причина того, что три гитариста так здорово нам подходят (притом, что все они прекрасные исполнители) в том, что их суммарное эго равно нулю. Мы зовем их Tres Amigos — Три Друга. Они вместе путешествуют, вместе пьют и просто дружат». Герс настаивает, что, несмотря на все прошедшие изменения состава, он никогда не боялся потерять работу: «Я просто не думал об этом. Я не просился в Iron Maiden, они сами меня пригласили. Так что, если они попросят меня уйти, ну что ж — я без особых проблем сделаю так, как они желают. Я люблю играть в этой группе, потому что все они отличные парни, но когда ты начинаешь думать о том, какое место ты занимаешь в общей схеме, это становится опасным. Я никогда так не относился к музыке. До тех пор, пока группа нуждается во мне, я более чем счастлив в ней играть». Тем не менее, Яник признает, что поведение личностей в группе изменилось. «Мы стали намного мягче», – говорит он. «Возможно, сказывается возраст. Я не такой категоричный, каким был раньше, и Стив определенно стал проще. В группе шесть ярко выраженных характеров, но все стали намного мягче друг к другу. Возможно, раньше Брюс и стремился смотреть на все со своей колокольни, но после того, как он вернулся, он тоже изменился». В этом они сходятся с Эдрианом. Когда его спрашивают о том, позволил ли успех обновленных Maiden выбросить из головы причины его ухода в 80-х, гитарист в ответ только пожимает плечами. «Я не забыл этого. Но нужно смотреть вперед», – говорит он. «Никто не хочет оборачиваться и копаться в мелочах, которые засели у нас под кожей в прошлом. Все теперь более зрелые, и все мы добиваемся самовыражения. Конечно, это по-прежнему в большинстве своем видение Стива, и я понимаю это чуть лучше, нежели тогда. Но наблюдать за группой снаружи было интересно. Я вернулся с другими взглядами на вещи. Я по-прежнему считаю, что разойтись тогда было правильным решением, как для меня, так и для группы. Вероятно, сегодня такого бы не случилось». Он признается, что поначалу все же были некоторые трения. «У нас были кое-какие несогласия», – рассказывает он, «но все в итоге обернулось с пользой для нас. Мнения расходились по поводу темпа в некоторых песнях. Но если раньше мы могли замести такие проблемки под ковер, теперь же мы поворачиваемся к ним лицом и решаем их. Все были довольны, и никто не остался с мрачными мыслями в голове». Брюс утверждает, что лично для него было важным разрешить все противоречия с теми членами группы, с которыми он поссорился, уходя из нее. «Было бы глупо для меня продолжать с какими-то негативными чувствами», – заявляет он. «Больше всего мной были недовольны двое — Нико и Стив. И мне кажется, что я только сейчас стал понимать чувство юмора Стива. Во многих вещах мы с ним наиболее похожи. Различия между нами могут послужить искрой, но в то же время мы оба осознали, что мы не стремимся добиться превосходства друг над другом, отстаивая свои мнения. Я стараюсь принимать решения исходя из пользы всей группе. Сейчас, если мы в чем-то не согласны, мы, по крайней мере, согласны в том, что у нас общие цели, что само по себе хорошо». Будучи абсолютно уверенным в своем будущем благополучии в Maiden, Дикинсон акцентирует внимание на нынешнем качестве исполнения: «Если бы можно было вернуться во времени назад и сравниться с самими собой времен турне “Fear Of The Dark”, а то и раньше, то сейчас группа играет просто великолепно. Даже лучше, чем в период “Live After Death”. И это здорово». Брюс также отмечает, что он весьма и весьма доволен продажами альбома “Brave New World” в количестве более полутора миллиона копий по всему миру. «В отношении Maiden присутствует определенная доля цинизма. Некоторые совершенно нас не понимают», – дает он рационалистическое объяснение. «Поэтому они отказываются принять тот факт, что на свете есть другие люди, которым мы по вкусу. Следовательно, когда они слышат, что мы продали полтора миллиона копий, они автоматически делают вывод, что это неправда. Просто поразительно, сколько народу в звукозаписывающей индустрии понятия не имеют, сколько Maiden продают пластинок. Они верят в то, во что хотят. Нам постоянно приходится все доказывать». «Учитывая, что полным-полно довольно успешных ню-метал групп, Maiden все еще держатся весьма неплохо. Если на пике популярности, в 80-е, мы продавали от двух до трех миллионов на рынке, доверху набитым аналогичным металлом, то сегодня полтора миллиона — это чертовски здорово. И что еще более приятно, огромная часть наших поклонников состоит из молодежи, особенно в Европе и Южной Америке». Коль уж речь пошла о статистике, стоит отметить, что около 250000 фанов прибыло на фестиваль Rock In Rio, на котором группа сняла и записала DVD, который должен был выйти позже в 2001 году. «Рио оказался абсолютно невероятным переживанием», – говорит Брюс, «гораздо лучше, чем в первый раз [в 1985, в присутствии 200000 слушателей]. Тот фестиваль был переполнен постоянной тревогой и безумием, но в этот раз мы сыграли как нельзя лучше. Столько всего навалилось, что оступиться можно было в любой момент, но группа дала один из лучших концертов за всю жизнь. И, конечно же, это был лучший для этого момент, так как мы записывали шоу. Выступление в Рио выйдет на DVD в полном объеме, и Кевин Ширли, который микширует его, говорит, что звук просто классный. Мы провели там три дня, и все это время были просто оккупированы фанатами и прессой. Хотя мы и сделали несколько снимков в тех местах, по большей части я провел время взаперти в гостиничном номере либо в спортзале. Целые сутки, а то и двое, я пролежал на кровати в раздумьях о предстоящем концерте». В январе 2001 были шокированы и одновременно польщены фактом присутствия композиции 'The Wicker Man' в номинации на премию Грэмми как лучшее музыкальное произведение в стиле «метал». Это был второй случай, когда группа была отмечена подобным образом, после того как «живая» версия 'Fear Of The Dark' с альбома “A Real Live One” была включена в ту же номинацию в 1994 году. На этот раз 'The Wicker Man' противостоял песням 'Elite' группы The Deftones, 'Astonishing Panorama Of The Endtymes' Мэрилина Мэнсона, 'Revolution Is My Name' Pantera и 'Wait And Bleed' замаскированных метал-мародеров Slipknot. И, хоть Эдриан с Дейвом и присутствовали на 43-й церемонии вручения премий в лос-анджелесском Staples Center, на сцену за призом все же взобрались The Deftones. «Конечно, приятно быть номинированным на что-то вроде Грэмми, но ощущение было весьма странное», – посмеивается Брюс. «Некоторые категории, такие как «Лучшая Хэви-Метал Группа Утра Вторника», довольно забавны». Понятия не имею, как мы смогли оказаться в столь эклектичной компании. Либо нас собрал вместе кто-то с очень разнообразным вкусом, либо этот кто-то вообще ни в чем не разбирается. После этого мгновенно на ум приходят слова 'Jethro' и 'Tull' и воспоминание о том, как у Metallica награду отобрал Ян Андерсон». Куда более значимым стало получение в июне премии имени Айвора Новелло (Ivor Novello) в номинации «за Международные Достижения». Премии Айвор (The Ivors) вручается за выдающиеся достижения в области сочинения музыки и присуждается она самими же композиторами. Награда Maiden отметила небывалый уровень продаж альбома в этом году — более 50 миллионов копий по всему миру. Брюс, Эдриан и Яник присутствовали на церемонии в лондонском фешенебельном отеле Grosvenor. Награду вручал легендарный теннисист, а также старый друг и поклонник Пат Кэш. Кэш рассказал публике, которая включала таких звезд как Пит Таунсенд (Pete Townshend) из The Who, Стиви Уандер (Stevie Wonder), члены группы The Clash и композитор Джон Барри (John Barry) о том, как он, во времена расцвета своей карьеры, мчался на всех парах с турниров только чтобы успеть на концерт Iron Maiden. Принимая от него награду, Брюс произнес такие слова: «Без фанов все это было бы невозможным. Нас никогда не раскручивали на радио. И мы — самая заурядная группа в том плане, что мы выступаем, люди слушают нашу музыку, и если им нравится, они ее покупают. Это великая честь для нас, и мы многим им обязаны». Премия Айвор, так же как и выступление на Rock In Rio, стали венцом трехлетнего периода в жизни Iron Maiden. Они не только продвинули карьеру группы до невиданных высот, но и стали важной вехой на пути возвращения хэви-метала в мэйнстрим. «Это здорово, что Maiden вернули метал снова на поверхность», – гордо говорит Брюс. «Тот факт, что такие группы как Maiden просто делают свое дело, вдохновляет множество других команд. Сегодня группы более склонны делать то, что они сами хотят, нежели то, чего желают СМИ. Глядя на такие группы как Iron Maiden — с ярко выраженной линией поведения — единомышленники понимают, на чем сфокусировать свое внимание. Даже если они не звучат как Maiden, по крайней мере, они видят наше отношение и осознают, что им не стоит идти на компромисс». Так что же, нам по-прежнему не видать альбома в стиле «кантри энд вестерн»? «Да, пока что не видать», – смеется он, «но у меня в шкафу все же хранится гавайская гитара». Несмотря на то, что большую часть 2001 года они провели, подзаряжая свои батарейки, группа, тем не менее, не выпадала из центра внимания. «Стив ясно дал понять, что он хочет полноценного двенадцатимесячного перерыва», – рассказывает Брюс, «так что можете быть уверены — после того, как он закончит работу над двойным альбомом и DVD Rock In Rio, мы будем отдыхать еще год. Но и в это время будет кипеть кое-какая деятельность: выйдет новый бокс-сет, каталог прошлых альбомов будет переиздан к 25-летию группы, то есть мы вовсе не собираемся сидеть, сложа руки. Мы начнем сочинять и записывать новый альбом, и в 2003 году, полагаю, снова отправимся в турне. Меня это устраивает, поскольку в сентябре я приступаю к работе над сольным альбомом, так что, если я собираюсь с ним гастролировать, то должен вернуться как раз к началу работы с Maiden». Когда спрашиваешь его мнение о последних достижениях группы в их карьере, или просишь поразглагольствовать на тему возможного будущего, Брюс всегда знает, что сказать. «Мы отыграли несколько замечательных, бесподобных концертов, а также записали альбом, которым очень гордимся», – заявляет он. «Мы редко звучали лучше, чем сейчас. И в нас по-прежнему еще столько музыки! Честно говоря, мне кажется, народ понятия не имеет о том, на что способна эта группа. Более того, даже некоторые личности внутри группы не осознают того, чего мы можем достичь. На многое, к сожалению, почти нет шансов. Если мы попадем в нужную фазу луны, и планеты выстроятся в ряд, одному Богу известно, что может произойти. Группа всегда будет на высоте, но мы в любой момент можем выстрелить до небывалых высот, а такие вещи искусственно не создаются». |
« 16. БЛЭЙЗ | 19. ROCK IN RIO » |
---|