Новости » Библиотека » Рецензии на концерты » Iron Maiden на фестивале "Rock Im Park"

Iron Maiden на фестивале "Rock Im Park"

АвторEd Hunter  
08.08.2003

У входа на стадион местные телевизионщики раздавали всем желающим воздушные шары (длинные и тонкие, похожие на шесты, фокусники из таких ещё всякие фигурки делают), вдоль и попрерёк исписанные саморекламой. "И кому это барахло надо", - думал я... А зря... Надо было брать, пока дают. Интуиция, чтоб её.

На стадионе уже вовсю зажигали The Donnas. Народу около сцены было немного - несколько тысяч человек на жаре вяло махали своими конечностями (Ну ни хрена себе немного! У нас несколько тысяч - это предел мечтаний любой импортной группы - прим. Ad). Сидячие места на "бортах" стадиона и вовсе пустовали. Стоит отметить, что арену со стоячими местами грамотно разделили поперёк на две или три зоны. Очень правильное решение - толпы сзади оказываются отделёнными от передних "окопчиком" в метр шириной (ограждённым забором). Таким образом, риск быть вдавленным в сцену заднми рядами сводился к абсолютному минимуму. В "окопчике" непрерывно снуют секьюрити внушительного вида, в руках у них вёдра с водой и шланги. Особо жаждущие могут набрать в подручную тару воды или быть облитыми из шланга. По бокам сцены находятся два огромных экрана, где можно созерцать сцену крупным планом. Внушительных размеров сцена не представляла ничего особенного, правда, под потолком, на высоте висела два здоровенных полотнища Iron Maiden, словно напоминая, КТО нас ещё сегодня ожидает...

Прорваться в переднюю зону мне сходу не удалось. Я протиснулся к проходу в передний сектор и стал ожидать перерыва... The Donnas оказались не особенно оригинальными. Четыре девушки, играющие в стиле ню, с панковскими тенденциями. Толпа вокруг меня лениво колбасилась (отличный оборот речи! - прим Ad), но в передних рядах было явно пооживлённей. Группа не показала ничего особенного, но и не лажала. Песня - за песней, всё на одном уровне. Отмечу наличие простеньких гитарных соло в композициях , тем не менее, - явный плюс группе. Через полчасика после моего прихода высупление The Donnas окончили играть - девушки немного повыпендривались с гитарами, попрощались с публикой и ушли со сцены.

Во время перерыва секьюрити открыли вход (а точнее, выход) из передней зоны и оттуда немедленно хлынул поток жаждущих пива людей. Не знаю как, но каким-то чудодейственным образом мне удалось протиснуться против течения внутрь. В передней зоне народу было поболее, две трети из них - явно пришедшие только на Iron Maiden: скучали в ожидании группы, фехтовались воздушными шарами, многие спали (!) прямо на полу. Место я занял быстро и практически идеально - в 12-13 ряду, прямо по центру сцены. "Ну, мэйдены теперь точно мой плакат (The Number Of The Beast) должны увидеть" - думаю. Люди вокруг постоянно сновали мимо, приходили, уходили. Сзади меня прочно обосновалась целая кучка фанов Iron Maiden: потрёпанного вида мужик, лет за сорок и человек пять моего возраста. Познакомились, разговорились. Оказалось, что приехали они с самого юга Австрии, горят желанием увидеть мэйден вот уже несколько лет. Мужик сказал, что их он уже однажды видел, ещё молодым, в далёком 1983 году, на "World Piece Tour" в Мюнхене. И вот, сейчас поехал снова "с молодёжью за компанию".

После окончания выступления The Donnas на сцену вышел модератор концерта и объявил, какие группы ещё ожидают нас сегодня: Lifehouse, Mana, The Cardigans, Zwan и напоследок "легенды английского хэви-металла" (интересно, сколько времени ему понадобилось, чтобы выучить это выражение)". Имя Iron Maiden было подхвачено без исключения всеми. Подняв таким образом насторение толпы, модератор горделиво удалился...

Lifehouse - на сцене, сопровождаемый визгом представительниц прекрасного пола, появился романтичного вида парень с гитарой, в сопровождении ещё одного гитариста и свиноподобного мулата-басиста. Зазвучали первые аккорды... Ну что вам сказать, возмите Backstreet Boys, уберите половину участников, добавьте гитарный перегруз, побольше печали в глазах - и вы получите "калифорнийское трио современного рока" (а именно так было написано в программке) под названием Lifehouse. Калифорнийский рок, хе-хе - думаю, хуже может быть только тайваньский рэп. Во время исполнения вокалист каждую минуту посылал в толпу томные взгляды и, часто не в тему, тянул "I love you" (он, часом не гей, ли?). Через минут двадцать, окончательно измотавшись, я просто-напросто повалился на горячий пол и впал в забытье. Песни следовали одна за одной, всё монотонно-убаюкивающе. Душа требовала металла! Чтобы освежиться, я побрёл к секьюрити у заборчика за очередной порцией воды за шиворот...

Около заборчика сидели двое парней и старательно мастерили самодельный транспарант из полотнища Iron Maiden. Вместо палок были взяты те самые рекламные воздушные шары. Верёвок у ребят не было - полотнище наспех обвязали вокруг "шестов" - лишь бы держалось. "Эх, и чего ж я не взял себе один тогда, на входе", - пронеслось в голове. "Нужно срочно достать себе такой же". "Сделаю себе крутейший флаг из моего постера". Надо что-то решать. Выхода было два: пойти через толпы на вход и взять себе такой же. Удастся ли мне вновь пробиться в переднюю зону, остались ли ещё на входе шары, я не был уверен. Второй выход: быть начеку и попытаться поймать такой шарик - благо ими, время от времени, швырялись из задних рядов. Этот вариант показался более приемлемым. Вернувшись на место, я объяснил мою затею австриякам. Те пообещали помочь...

Mana: ...В своих метаниях, я окончательно потерял счёт событиям и не заметил, что на сцене выступает уже какая-то другая группа....Mana - четвёрка из Мексики (вокалист/ритм-гитарист, соло гитарист, басисит и барабанщик/перкуссионист). Из разогревавших в тот день мэйденов групп, Mana понравились мне больше всего. Команда играет качественный прогрессив-рок с примесью мексиканского блюза, вроде Santana. В репертуаре встречались, также, мексиканские народные песни, в удачной роковой обработке. Порадовали качество и "душевность" песен. Публике мексиканцы явно понравилась - аплодировали без исключения все бодрствующие. В самом конце команде удалось даже неслабо завести зрителей. Закончив cвой концерт, участники тепло попрощались с публикой, бросили в трибуны несколько футбольных мячей, и покинули сцену.

Перерыв пролетел быстро, вначале я пытался поймать хоть один шарик, летевший из заднах трибун, затем на нас пустили со сцены с десяток здоровенных мячей, метра два в диаметре, и, пока зрители развлекались с ними, всё уже было готово к выходу следующей группы - The Cardigans. На меня эта пятёрка из Швеции особого впечатления не произвела. Группа явно держится только на миловидной вокалистке (кстати, её появление на сцене было встречено дружными криками вроде "сымай юбку!"). Гитарно-клавишная попса в их исполнении не запомнилась ничем, так - ни рыба, ни мясо...К тому же две трети их концерта я банально пропустил... Дело в том, что мне, наконец-то, удалось поймать один пресловутый шар. Теперь, чтобы сделать подходящий флаг, оставалось достать ещё две верёвки. Вместо одной пришлось взять ремешок от фотоаппарата, а вместо другой - вытащить затяжку из ветровки... После получаса ударного труда, флаг был готов... К тому времени The Cardigans, как будто по заказу, окончили исполнять свою последнюю песню (известную как "My Favorite Game").

Zwan: Под вечер наконец-то спала жара, зато народу начало прибавлять. Перед мэйденами оставалось вытерпеть группу малоизвестного мне Билли Коргэна... Посмотрим... - в программке стоит "крутейший рокер андергаунда"... Странно, неужели, организаторы концерта ничего не знают про детище андерграунда, группу АЦЦКУЮ СОТОНУ? Явный прокол... "Ацтой!!!" - именно с этим словом у меня пошли ассоциации после начала концерта Zwan. Не просто "отстой" типа Lifehouse и "так себе" The Cardigans- нееет, это грубо и прямо - "Ацтой!!!". Zwan играют возведённый в энную степень альтернативный ню. Постоянное чредование заунывного вытья в микрофон и бешенного "мяса" перегруженных гитар наполняли меня желанием убить кого-нибудь на сцене, другим "мэйденовцам" было не легче. После каждой песни Коргэну выносили новую гитару (видимо, как поощрение от спонсоров), которую он немедленно начинал остервнело терзать. Можно упрекнуть меня в предвзятости к Zwan, но видели бы вы лица остальных зрителей: мои австрийские знакомые брали пример с большинства - сидели с понурыми лицами. Зато кучка "прожжёных" металлеров справа хором свистели с вытянутыми вверх средними пальцами. Веселье росло... но настоящие "ягодки" пошли сразу же по окончанию следующией песни. Всё тем же металлерам удалось завести половину передней зоны и хором ответить Zwan: "Мэй-ден! Мэй-ден!" Чтобы не оставать, я принялся махать флагом и орать что есть мочи "Мэйдеееен!"...Пик начавшегося на стадионе мочилова вызвал сам Коргэн - продолжить бы ему спокойно играть дальше... Так нет, - подошёл к микрофону и промямлил слова вроде: "Понимаю, вы ждёте Мэйден, но давайте пока послушаем Zwan". Описать, что было после этого, я не берусь, смеху было через край... Остаток концерта прошёл примерно в таком же весёлом духе, и когда выступление Zwan окончилось, особо расстроенным я никого не увидел. Народ желал Iron Maiden.

На сбор сценического оформления техникам понадобилось аж сорок минут. Однако, наблюлать за всеми приготовлениями было очень интересно. Вначале, из здоровенных блоков была посторена "беговая дорожка" Брюса. В центре этой "дорожки" расположилась новая ударная установка Нико. Группа техников навешивала под потолком дополнительные световые источники, другие в это время нацепляли на стенки блоков постеры мэйденов: тут были и "Somewhere In Time", и " Iron Maiden", и "Virtual ХI", и "Piece Of Mind". После сборки сцены началось самое интересное: техники (теперь уже музыкантов) выносили на сцену их инструменты, где проходила окончательная проверка: первым вынесли до боли знакомый по концертным видео чёрно-белый бас Харриса, за ним - мюрреевский бежевый страт. Ага, вот и "классические" страты Смита и Герса появились. И вновь бас, на сей раз акустический!

"The Number Of The Beast": примерно, к девяти вечера приготовления к к концерту Maiden были окончены. На пару минут всё затихло, были слышны лишь крики "Мэй-ден!"...Словно в ответ, позади сцены вспыхнули три огромные шестёрки, и понеслось вступление к "The Number Of The Beast". Не берусь описать, какое мочилово началось на стадионе. - в воздух полетело всё, что мало-мальски может летать. На сцену, под оглушительный рёв публики, выбежали музыканты. Дикинсон и Герс были одеты так же, как и два года назад на на видео в Рио, на Мюррее - мэйденовская футболка Give Me Ed...Til I'm Dead Tour, Смит - полностью в кожаном прикиде. Харрис носил чёрную футболку спереди с числами 666 и 664. Заглавная композиция выступления пролетела мгновенно. Мэйдены продолжили без пауз: зрители ещё не успели опустить руки, а на задний фон сцены вылетело огроменное полотнище "The Trooper", зазвучали вступительные риффы, под них Брюс схватил дырявый "юнион-джек". Гитаристы выстроились в шеренгу перед публикой, играя на гитарах и тряся и в такт хаерами, - это был, несомненно, один из самых красивых моментов концерта... Отщёлкав пару кадров, я с адским рвением принялся махать своим флагом, прыгать и орать, что было мочи... Музыканты выкладывались по полной: сдвоенное соло Смита и Герса, с последовавшей за ним супертехничной партией Мюррея, были безукоризнены, Харрис ставил рекорды в челночном беге, играя при этом на басу. Высший класс! По окончанию песни, Дикинсон поздоровался с публикой, пообещал нам хороший вечер и, конечно же, "лучшие вещи всех времён". Действо продолжилось: "Nurnburg, if u gonna die..." начал Брюс.. "Die with your boots on!!!" заорал я, топча ноги соседям (Митаааал!!! - Ad). Легенькая, но очень прикольная "Die With Your Boots On" окончательно поставила публику на уши. Вдобавок, на улице уже достаточно стемнело и в ход пошло искусственное освещение. На "Die With Your Boots On" Мэйдены повеселились не хуже толпы: гитаристы носились по сцене, Харрис в подтверждение названия песни "стрелял" по зрителям из своего баса. "Revelations". Уже и не помню, сколько лет назад мэйдены в последний раз играли эту вещь. В этот раз Брюсу не понадобилось брать в руки дополнительную гитару во вступлении - три " стратокастера" проявили себя во всей красе... "Revelations" прошли на ура. Публика хлопала в такт и качалась волнами в куплетах, переходя на всеобщую "колбасню" в проигрышах. Выглядело это очень красиво. В песню появились маленькие новшества. В проигрыши Мэйдены добавили третью гитарную линию - простенькое соло, подчёркивающее аккордовую линию, плюс "освежённые" основные соло. Стоит отметить, что второе из них исполнял не, как обычно, Смит, а Герс. Затем настал черёд концертной классики - "Hallowed Be Thy Name". Гитаристы вновь выстраивались перед поющим стадионом, а Дикинсон трагически пел, стоя на высоте. Во время проигрыша настал снова настал период челночных забегов. Мощное звучание трёх гитар заставляло зрителей кайфовать по полной. Помню обрывками, как я махал флагом, фотографировал, прыгал до изнеможения и орал "Мэйдееен!" в уши стоящих рядом. В самом конце песни МакБрэйн швырнул одну барабанную палочку Мюррею, и Дэйв стал играть ей, словно смычком. Даа, такого прикольного номера мне ещё не доводилось видеть...

В композиции "22 Аcacia Avenue" стоит отметить мощнейшее световое оформление. Сцена превратилась в одну большую "Red Light Street": калейдоскоп красных фонарей в сочетании с отменной музыкой. В свободное время Дикинсон помогал МакБрэйну с его ударной установкой - молотил барабанной палочкой по тарелкам сверху...

Концернт продолжался. "Сейчас мы сыграем композицию с нашего нового альбома "Dance Of Death", - начал Дикинсон. "Поэтому, те из вас, у кого с собой всякие там диктофоны, мп3-плееры - достаньте их и запишите эту песню, дайте послушать ёё своим друзьям и т.д... ". Ясное дело, Брюс иронизировал и имел ввиду прямо противоположное. Не очень приятные слова, тем более, что "Wildest Dreams" и так уже была в интернете (спасибо испанским фанам). "Wildest Dreams" вызвала у меня неоднозначные ассоциации: лиричность альбома "Brave New World" в сочетании с "бесшабашностью" ранних альбомов Iron Maiden. Ассоциации назвать трудно: есть сходство с "I Live My Way" и облегчённой "The Mercenary" ("Brave New World"). Подводя итог, скажу - "Wildest Dreams" мне понравилась, вот только, для концертного исполнения, на мой взгляд, она подходит не очень, нет в ней "концертного духа".

Начиная с середины концерта, хронология происходящих вокруг событий спуталась окончательно. Бэкграунд сцены менялся от песни к песне "The Wickerman" и "Brave New World" - Эдди в небе над городом, "The Clansman" - Эдди-шотландец с окровавленным мечом... Я резко зафанател от "Brave New World" - без преувеличения, великолепный "концертник", под него я и напрыгался, и наорался на неделю вперёд. "The Clansman" начался с вступления Харриса на акустическом басу, затем в память врезались качание ладонями (и флагом) из стороны в сторону, многотысячный вопль "Freeeedom!!" и следующие за ним тотальное мочилово на стадионе. Тогда-то я почувствовал, что жутко устал. Кричать сорванным голосом не было сил, чтобы сфотографировать приходилось неслабо напрягаться - дрожь в усталых от беспрерывного махания флагом руках было не унять. Однако, чувство бытия на концерте засталяло меня забыть обо всём.

Хотелось бы сказать пару слов о качестве звука. По сравнению со старыми концертными выступлениями, когда в группе было на одну гитару меньше, он изменился заметно. Перегруз гитар стал "легче" (может, поэтому Смит перешёл на "Fender"?), но и без того мощное звучание трёх мэйденовских гитар немного "размазывало" риффы композиций, местами Брюсу было трудновато его перекричать. Инструменты, однако, были отстроены идеально. Никакой "каши", шипения или баса а-ля пионерский барабан. Во время сольных партий гитары не терялись на общем фоне и были слышны без проблем.

"The Clairvoyant": по-моему, одна из сильнейших вещей Iron Maiden. В концертном исполнении она прорулила, вообще, по полной. Во время мюрреевского соло, на сцене вначале погасли все огни, а затем на неё спроецировали десятки бешено мелькающих бело-голубых пятен и на сцену вышел четырёхметровый Эдди. В этот раз, он был с альбома "Edward, The Great" - белолицая фигура с ярко горящими глазищами, короной на голове и одетая в красный балахон до пят. Ух, ну и эффект! После "The Clairvoyant" последовали "Heaven Can Wait" и "Fear Of The Dark". Народ, выбегавший подпевать на "Heaven Can Wait", были победители какого-то опроса с последующей лотереей. Две трети из них оказались разодетыми "девушками-татушками" (фу, какая гадость, такой праздник осквернять). Позорища, в микрофон петь они толком не умели, зато постоянно махали зрителям. И как только мэйдены согласились их на сцену выпустить? "Fear Of The Dark" была, пожалуй, пиком выступления. Вместе с Брюсом пел весь стадион. В начале песни двое фэнов сзади помогли мне забраться к ним на плечи - открывшееся зрелище было незабываемым. Вокруг, подо мной, освещённые крутящимися разноцветными прожекторами со сцены, в такт хлопали десятки тысяч ладоней. Столько народу мне ещё никогда не доводилось видеть. Мэйденов с высоты было видно отлично - они находились в метрах сорока прямо передо мной. Схватив флаг, я принялся махать им с удесятерённой энергией. Во время "мясного" проигрыша я чуть было не свалился пару раз вниз - чудом ухватился за волосы фана подо мной, правда, вот флаг не удержал. " Iron Maiden": как всегда, самая весёленькая композиция на концерте. Смит вышел на сцену с чёрным "Гибсоном". Никакой сосредоточенной игры - мэйдены скакали по сцене, как заведённые. С потолка прям к Нико спустилась здоровенная голова Эда-2003. Дикинсон проорал нечто вроде "Mind is a terrible thing to loose", голове "снесло" верхнюю часть черепа, и в башку сверху опустился такой же здоровый мозг (прямо грайнд-кор какой-то… - прим. Ad). На окутанной дымом, освещённой сцене царило сумасшествие: Мюррей усердно подбрасывал свой страт метра на два в воздух (в конце он - таки грохнулся об пол), Герс играл на своём ногами, Харрис "стрелял" из басухи, Дикинсон бегал из одного края в другой с криками "I want you! And you over there...! IRON MAIDEN gonna get all of you!!!" Песня окончилась, музыканты выстроились на сцене, сзади в шортах и босиком вышел Нико. Мэйдены поблагодарили публику, побросали в толпу медиаторы с напульсниками, и покинули сцену... Свет погас.

Стадион требовал выхода на бис, "Maiden!" орали уже даже самые твердолобые фанаты альтернативы. И мэйдены подарили нам ещё три песни: на сцене вспыхнул свет, освещая огроменное полотно сингла "Bring You Daughter...To The Slaughter и вечер продолжился. Отдохнувшая за время паузы толпа старательно выводила "To The Slaaauughteeer!" и последовавшие далее "Two Minutes To Midnight". Здесь ещё раз проявило себя во всей своей красе мэйденовское освещение (работа Dave Lights). Во время подпевок на публику со всех сторон направлялись лучи света - незабываемое ощущение.

"Run To The Hills": последняя песня на концерте. Мне вновь удалось влезть на плечи к тем мужикам. Ух, ну наорался я тогда точно вдоволь. Народ внизу вскидывал "козы" пока Дикинсон пел. В неимоверном кайфе композиция пролетела за считанные секунды. "Ну вот и всё", - пронеслось в затуманенном мозгу. Спасибо, вам, ребята...Высупление было супер! Прощание было недолгим, мэйдены во второй раз одарили нас порцией атрибутики, Дикинсон пообещал вернуться осенью с уже новым туром, босой Нико последним покривлялся публике. Концерт окончился.

    Трэк-лист выступления:
  1. The Number Of The Beast
  2. The Trooper
  3. Die With Your Boots On
  4. Revelations
  5. Hallowed Be Thy Name
  6. 22 Acacia Avenue
  7. Wildest Dreams
  8. The Wickerman
  9. Brave New World
  10. The Clansman
  11. The Clairvoyant
  12. Heaven Can Wait
  13. Fear Of The Dark
  14. Iron Maiden
  15. Bring Your Daughter...To The Slaughter
  16. Two Minutes To Midnight
  17. Run To The Hills

События после концерта вспоминаются с трудом. Ещё с час тусовался на стадионе в ожидании афтографов - облом. Ко мне не раз подходил поговорить народ, завидя моё "знамя полка". Говорили, что видели его из задних рядов, фоткали, угощали ненужным мне пивом... Приятно :)

Снаружи народ отрывался по полной - продолжалось, на улице открылось куча палаточных баров, забегаловок, дискотек... Я закупился атрибутикой, футболка мэйденов "Rock Im Park", нашивки и т.д. Продавец подарил мне ещё зачем-то надувную (!) бас-гитару с метр длиной - прикольная вещь. Позже ходил толпой по улице, с криками "Мэйден!". Участвовал в гонках на тележках из супермаретов (как зритель). Ночевал в лесу, палатки у меня не было (после этого с ноги неделю не сходил укус какого-то местного насекомого), жутко замёрз и уже в пять утра был на ногах. Грязи на улице было... - округа напоминала городскую свалку. Бригада парней со штуками, вроде "крупнокалиберных пылесосов наоборот" собирала мусор в большие кучи, старательно сьедаемые двумя мусоровозами. Сработано было здорово - через час от грязи не осталось и следа. Show Must Go On.

Большое спасибо Ed Hunter, Ad и сайту RockHell

 
« Концерт Iron Maiden в Лиссабоне 9 июля 2003 г. Iron Maiden в Швейцарии »